Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Учебник математики для 5-6 классов А. Г. Мордковича и И. И. Зубаревой только начинает внедряться в школы. Знакомство с новым материалом в учебнике осуществляется в большинстве случаев через систему заданий (такие задания отмечены буквой У), т. е. Изучения нового начинается с проблемной ситуации, что значительно облегчает подготовку учителя к уроку. Среди задач, есть задачи повышенной трудности, отмеченные знаком *, по замыслу авторов, однако, они предназначены не только для работы с сильными детьми, но и, при, правильной организации учебного процесса, для всех учащихся. Главное отличие учебника состоит в сдвиге некоторых тем, связанных с обыкновенными дробями из курса 6-го класса в курс 5-го класса, усилением геометрической линии, а также включением в курс 5-6 классов представлением о комбинаторике, теории вероятностей и статистики. Учебник рассчитан на учащихся с достаточно высоким уровнем подготовки, в частности на детей, обладающих математическими способностями.
Основными принципами учебного комплекта «Математика, 5-6 классы» («Учебник-собеседник» и рабочие тетради не только с тренировочными упражнениями, но и с математическими играми и занимательными задачами) коллектива авторов Л. Н. Шеврина и др. является учет особенностей психологического развития учащихся, опора на жизненные ситуации, организация внутри учебника диалога с читателем, необычное, увлекательное изложения. Через всю книгу проходит линия уроков под названием «Учимся рассуждать при решении задач». Учебник построен в занимательной, игровой форме, представляет собой путешествие пытливого ученика Смекалкина по стране Математика. Но данный учебник скорее предназначен для работы с учащимися средних способностей, поскольку не оснащен достаточным количеством трудных, нестандартных задач, необходимых для развития одаренных учащихся.
Математическое развитие ученика в возрасте 10-12 лет происходит в рамках своеобразного треугольника: «число – фигура – слово», где две последние составляющие хорошо выражены в учебнике «Наглядная геометрия» для учащихся 5-6 классов И. Ф. Шарыгина и Л. Н. Ерганжиевой [59], в основе которого лежит авторская концепция геометрического образования и его значения в интеллектуальном, творческом развитии человека. Существенные отличия данного курса от традиционного: а) геометрический материал играет самостоятельную роль; б) фузионизм, т. е. объединение изучения плоских фигур и пространственных тел; в) установка на разнообразие и регулярное изменение видов учебной деятельности – наблюдение, конструирование, экспериментирование и т.д., в результате которой учащиеся самостоятельно добывают знания и развивают специальные качества и способности. Данный курс способствует развитию интуиции и пространственного воображения, располагает большими возможностями для эмоционального, эстетического и духовного развития человека. Развитие указанных качеств, безусловно, очень важно при формировании личности ребенка и его умственном развитии, но, несмотря на это, учебник не достаточно снабжен материалом, необходимым для развития одаренных учащихся.
Итак, на настоящий момент, существует большое количество различных учебников математики для 5-6 классов. Хотя, в большинстве общеобразовательных школ страны используется учебник Н. Я. Виленкина, во многих школах начинается внедрение учебников других авторов, имеющих новый подход к содержанию образования. Появилось несколько учебников, которые удобно и целесообразно использовать при работе со способными учащимися. Но, анализируя вышерассмотренные учебники, можно обозначить тот факт, что не один из представленных учебников не содержит соответствующего набора задач (см. таблица 2), необходимых для развития математических способностей. Современные образовательные стандарты, программы и учебники по математике для 5-6 классов в той или иной степени раскрывают гуманитарный потенциал математики, показывают некоторые ее практические приложения, содержат определенный материал, направленный на развитие учащихся средствами математики. В то же время в них не выделены элементы учебного материала и задач, цель которых – развитие именно одаренных детей средствами математики.
1. Одаренным является ребенок, обладающий такими чертами, как: познавательная потребность, развитость творческого мышления и воображения (креативность), высокий уровень интеллекта. Главными признаками математических способностей являются: способность к обобщению; логичность и формализованность мышления; гибкость и глубина, систематичность, рациональность и аргументированность рассуждений; «сильная» память. Понятия «одаренность» и «способности» тесно связаны между собой и часто определяются одно через другое, поэтому можно считать их синонимичными.
2. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход, включающий множество оценочных определителей одаренности (тесты, наблюдения, эксперимент, опрос и др.), в отличие от подхода, основанного на системе единой оценки, включающей лишь исследование уровня интеллекта ребенка. Кроме того, выявление и диагностика одаренности – сложная задача, требующая привлечения квалифицированных специалистов разных областях.
Воспитание в коллективе и в труде
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практ ...
Содержание, цель, задачи, методы выявления недостатков слухового восприятия
у дошкольников с амблиопией и косоглазием в процессе социально-бытовой ориентировки
Цель констатирующего этапа эксперимента – выявление недостатков и уровня слухового восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием на исходном уровне. В эксперименте принимали участие трое детей с такими нарушениями зрения, как амблиопия и косоглазие, обучающиеся в детском саду компенсирующего ...
Основные принципы управления педагогическими системами
Управление педагогическими системами основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления — это основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций. Принципы отражают закономерности управления. К основным принципам управления относятся: демократизация и гуманизация управления; с ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.