Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
4-7 баллов - средний;
2-3 балла - низкий;
0-1 балл - очень низкий.
3. Методика "Последовательность событий" (предложена Н.А. Бернштейном). Цель исследования: Изготовление и установка памятников на кладбище www.gravestone.ru.
определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.
Материал и оборудование
: сложенные картинки (от 3 до 6) на которых изображены этапы какого-либо события. Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию:
"Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай и переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено". Если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное.
Обработка результатов:
1. Смог найти последовательность событий и составил логический рассказ - высокий уровень.
2. Смог найти последовательность событий, но не смог составить хорошего рассказа, или смог но с помощью наводящих вопросов - средний уровень.
3. Не смог найти последовательность событий и составить рассказ - низкий уровень.
4. Методика "Сравнение понятий". Цель:
определить уровень сформированности операции сравнения у младших школьников.
Методика заключается в том, что испытуемому называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между парными словами: "Чем еще они похожи?", "Еще чем", "Чем еще они отличаются друг от друга?" Список слов сравнения:
1. Утро - вечер.
2. Корова - лошадь.
3. Летчик - тракторист.
4. Лыжи - кошки.
5. Собака - кошка.
6. Трамвай - автобус.
7. Река - озеро.
8. Велосипед - мотоцикл.
9. Ворона - рыба.
10. Лев - тигр.
11. Поезд - самолет.
12. Обман - ошибка.
13. Ботинок - карандаш.
14. Яблоко - вишня.
15. Лев - собака.
16. Ворона - воробей.
17. Молоко - вода.
18. Золото - серебро.
19. Сани - телега.
20. Воробей - курица.
21. Дуб - береза.
22. Сказка - песня.
23. Картина - портрет.
24. Лошадь - всадник.
25. Кошка - яблоко.
26. Голод - жажда.
Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различия понятий:
1) Испытуемому даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например "корова - лошадь").
2) Предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которых гораздо больше отличаются друг от друга (ворона - рыба).
3) Третья группа задач еще сложнее - это задачи на сравнение и различия объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше чем сходство (всадник - лошадь).
Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков ими наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.
Обработка результатов.
1) Количественная обработка заключается в подсчете числа черт сходства и различия.
а) Высокий уровень - школьник назвал более 12 черт.
б) Средний уровень - от 8 до 12 черт.
в) Низкий уровень - менее 8 черт.
2) Качественная обработка состоит в том, что экспериментатор анализирует, какие черты отметил учащийся в большем количестве - сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.
Констатирующая диагностика была проведена комплексно, со всей группой детей (сводная таблица результатов диагностического исследования на этапе констатирующего исследования - приложение №1).
Результаты диагностического исследования обобщены в таблице:
Таблица №1.
Обобщенные результаты констатирующей диагностики.
Название диагностики/ Уровень выполнения - количество детей и % |
"Исключение понятий" |
"Определение понятий" |
"Последова- тельность событий" |
"Сравнение понятий" | ||||
М. |
Д. |
М. |
Д. |
М. |
Д. |
М. |
Д | |
высокий |
17% |
3 - 33% |
1 - 17% |
2-22% |
1-17% |
4 - 44% |
- |
4 - 44% |
средний |
1 - 17% |
5 - 56% |
2 - 33% |
4 - 44% |
3 - 50% |
5 - 56% |
3 - 50% |
1 - 12% |
низкий |
4-66% |
1 - 11 % |
3 - 50% |
3 - 34% |
2 - 33% |
- |
3 - 50% |
4 - 44% |
Формирование у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах
и форме предмета в процессе дидактических игр
В формирующем эксперименте исследовательская работа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Для формировании у старших дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета с ними были проведены следующие дидактические игры: 1. Дидактическая игра "Посмотри вокруг" - за ...
Проблема обогащения речи младших школьников глаголами в процессе работы со
словарями в учебно-методической литературе
Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее и красочнее его речь. Школа, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя всесторонне их навыки владения языком, обязана: а) вооружить учащихся знанием словарного состава русского языка, дать навыки действенного, эффективного ис ...
Мастерство педагога в управлении познавательной деятельностью учащихся на
уроке
Мастерство управления познавательной деятельностью на уроке зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников. Ибо интерес, как отмечают ученые, положительно влияет па все психические процессы и функции: восприятие, внимание, ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.