Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Особенности детской субкультуры

«Субкультура детская – в широком смысле – всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития».

Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях.

Н.Иванова в своей статье определяет детскую субкультуру как особую систему социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, которые влияют на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они».

В.Кудрявцев, Т.Алиева рассматривают детскую субкультуру как «особую систему бытующих в детской среде представлений о мире, ценностей и т.д., которая отчасти стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительно автономное место». Детская культура является культурой в культуре, которая, не смотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок.

Детская традиция – это «совокупность разнообразных форм активности детской группы, тесно связанных с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей в рамках данной субкультуры (тайные языки и шифры, шалости, детская «магия» и т.д.)» .

В разных периодах детства особую важность приобретают различные элементы детской субкультуры: для дошкольников и младших школьников – игры, считалки, дразнилки, загадки, для детей 8-13 лет – другой фольклорный репертуар и традиции, для подростков – мода, организация неформальных групп и разнообразные правила общения.

М.В.Осорина в своих работах отмечает, что «мир детей существует в одном пространстве с миром взрослых. Взрослые бывают слепы по отношению к жизни и культуре детского сообщества». Любая человеческая культура несёт в себе модель мира, которая создана этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований. Она воспроизводится в обрядах и ритуалах, закрепляется в языке, материализуется в планировке поселений человека и организации внутреннего пространства жилищ.

В детской субкультуре просматривается своеобразный способ освоения ребёнком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Мир детства в детской субкультуре «манифестирует» своё отличие от мира взрослых.

Каждое поколение получает определённую модель мироздания в наследство. И эта модель служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека. Вместе с тем она объединяет этих людей как культурную общность.

Такую модель мира ребёнок получает о взрослых, активно усваивая её из культурно-предметной и природной среды. Также он активно творит модель мира сам.

Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир.

Передача содержания детской субкультуры происходит в устной форме в условиях неформального общения детей на игровых площадках, в летних лагерях, больницах, санаториях. К концу периода детства появляются и письменные тексты – всевозможные песенники, девичьи альбомы, сборники анекдотов, «гадалки».

Новые статьи:

Педагогический такт, его сущность и проявление на занятиях
В Словаре русского языка С.И. Ожегова такт определяется как чувство меры, создающее умение вести себя приличным, подобающим образом. В Педагогическом энциклопедическим словаре под редакций Б.М. Бим-Бада такт педагогический трактуется как принцип меры, который педагог должен соблюдать в процессе общ ...

Требования нормативных документов к преподаванию оптики в средней школе
Требования, относящиеся к организации образовательного процесса по физике в целом и оптике как одному из разделов учебной дисциплины, в концентрированном виде содержатся в документах министерства образования Республики Беларусь: "Концепции учебного предмета "Физика", учебных программ ...

Пути формирования компьютерной грамотности младших школьников
Современное общество этапа информатизации поставило перед педагогической наукой важную задачу – воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития общества. Выполнение вышеназванного социального заказа общества зависит как от технической о ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru