Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
После того как были проведены мероприятия, направленные на профориентацию подростков в общеобразовательных учреждениях, необходимо, узнать, насколько эффективными они оказались в подростковой группе, для этого осуществляется диагностика уже сформировавшихся в ходе реализации программы профориентационных взглядов подростков.
Диагностика – это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.
Одним из диагностических методов в определении профориентации в подростковой группе является наблюдение.
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. Предметами наблюдения выступают ориентация подростков в сфере профессиональной пригодности после реализации программы профориентации подростков в общеобразовательном учреждении.
Наблюдение должно проводится систематически, то есть по определённому плану и при котором наблюдатель регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.
Наблюдение среди подростков является неосознанным. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью. Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.
Метод экспертных оценок предполагает решение задач по изучаемому вопросу на основе суждения (мнения) высококвалифицированных специалистов в соответствующей области знаний. Сущность применяемого метода по данной проблеме заключается в индивидуальном и логическом анализе суждения экспертов и количественной их оценке по решаемой проблеме. Для сбора и анализа информации выбранным экспертам предлагаются анкеты, опросники и т.д.
Одним из методов используемых экспертами для определения знаний подростков по профориентации и способах профессионального самоопределения является анкетирование. Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа — анкеты.
По форме вопросы разделяются на открытые и закрытые — ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов. По содержанию вопросы делятся на объективные и субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям. Ответы на вопросы носят, как правило, анонимный характер.
Основные правила построения анкеты: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес опрашиваемого должен расти от вопроса к вопросу; отсутствие слишком сложных или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим — анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.
Анкетирование может проводиться следующими способами:
- анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально;
- групповое заполнение в присутствии сборщика;
- опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты;
- «почтовое» анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.
С целью повышения эффективности опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные опросы для выбраковки неудачных вопросов (8).
Экспериментальная проверка предлагаемой методики
Обучение иностранному языку, как известно, имеет целью привитие учащимся практических навыков и умений, для чего, в первую очередь, необходимо обеспечить в памяти прочность сохранения полученных знаний. Одной из особенностей учащихся средних классов является неустойчивость внимания, неумение сосред ...
Система образования в Узбекистане
Цели занятия: знание принципов государственной политики в области образования; изучить закономерности системы образования в Узбекистане и органы управления образованием; систематизировать знания об образовательных учреждениях, их типов и организационной структуре. План: Принципы государственной пол ...
Комплекс коррекционных занятий по устранению недостатков слухового
восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием в процессе
социально-бытовой ориентировки
Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся с использованием всех общепедагогических методов и их сочетаний, но с учетом их коррекционной направленности при обучении детей с нарушением зрения. Из словесных методов наиболее предпочтительным является беседа. Она может быть ввод ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.