Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Реактивность. Это свойство определяется степенью непроизвольности реакции на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (неожиданный звук, яркая вспышка, критическое замечание, окрик и т.п.).
Активность. Об этом свойстве можно судить по степени активности человека, к которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении поставленных целей.
Соотношение реактивности и активности. При определении данного свойства необходимо выяснить, от чего в большей степени зависит деятельность конкретного человека - от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, случайных событий) или от поставленных человеком целей, задач, стремлений, убеждений, мировоззрения человека.
Темп реакции. Данное свойство определяется скоростью протекания различных психических реакций и процессов - скоростью движения, находчивостью, быстротой реакции на внешние воздействия, быстротой ума, темпом речи.
Пластичность и ригидность. Это свойство определяется потому, насколько легко, быстро и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичности) или, наоборот, насколько не приспособлены, инертны его поведения, привычки, взгляды, суждения (ригидность).
Экстраверсия и интроверсия. Указанное свойство определяется тем, от чего главным образом зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность), или от образов, представлений, мыслей, направленных на прошлое и будущее (интровертированность).
Эмоциональная возбудимость. Об этом свойстве можно судить по тому, какое слабое воздействие требуется для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. И как правильно отмечает B.C. Мерлин, перечисленные свойства можно легко проследить в психологической характеристике общепринятых в психологии типов темперамента.
В психологи выделяют четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический.
Холерический темперамент отличается чрезмерной подвижностью, быстротой, неуравновешенностью, повышенной возбудимостью.
И.П. Павлов, определяя облик холерика, писал, что это «боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся» [5, т.З, кн.2 с.86]. Холерическому темпераменту свойственно преобладание возбуждения над торможением, что ярко проявляется в несдержанности, порывистости, раздражительности.
Сангвинический темперамент - это подвижный уравновешенный тип.
И.П. Павлов так характеризовал его: «Сангвиник - горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого деля нет он становится скучливым, вялым .» [5, т.З, кн.2 с.86]. Значительная подвижность нервных процессов, характерная для сангвиников, обусловливает быстроту протекания, процесса возбуждения и быстроту смены процессов возбуждения и торможения. Это, в свою очередь, определяет яркое проявление эмоций, быстроту смены чувств.
Флегматический темперамент характеризуется медлительностью, неторопливостью, уравновешенностью реакций.
Флегматик всегда проявляет спокойствие, основательность, продуманность, настойчивость. Условные рефлексы у флегматика вырабатываются медленно, но отличаются особой стойкостью. И.П.Павлов отмечал: «Флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни» [5, т.З, кн.2 с.86]. У флегматичных людей чувства внешне выражаются слабо, маловыразительно. В отношениях с другими людьми флегматики обычно спокойны, устойчивы в своих эмоциях. У них легко выработать выдержку, хладнокровие.
Особенности физического воспитания в общеобразовательной
школе и роль учителя в этом процессе
Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу. В физическом воспитании определены роль педагога-специали ...
Чем отличается экстернат от заочной формы обучения
Заочная форма обучения: 1.Классическая форма заочного обучения, которая построена так, что больший объем учебного материала изучается студентом самостоятельно. 2.Занятия с преподавателем проходят, как правило, 2 раза в год в период сессий длительностью 20-25 календарных дней, во время которых студе ...
Исторические подходы к
обучению азбуке
Еще в середине XIX века обучение чтению для русских детишек было нелегкой задачей. Метод, с помощью которого учили педагоги того времени, назывался буквослагательным, и был он очень длительным и трудоемким. Сначала малыши заучивали буквы: аз, буки, веди, глаголь, добро и т. д. Вызубрив весь алфавит ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.