Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое, по подсчетам ученых, приходится приблизительно ¼ - ½ всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.
Как бы ни была интересна и познавательна речь, считает И.Р. Калмыкова, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет ее нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос – могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.
Голос — основное выразительное средство устной речи педагога, которым он должен уметь пользоваться в совершенстве. П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании».
Овладеть техникой речи — значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Педагогу нужно постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом.
Дикция — это отчетливость и правильность произнесения, дельных звуков, которые обеспечиваются правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе.
Несколько слов о гигиене голоса педагога. Как показывают, специальные исследования, заболеваемость голосового аппарата у лиц «голосовых профессий» очень высокая.
Перенапряжение голосового аппарата, вызывающее нарушение голоса, обусловлено тем, что около 50 % рабочего времени педагог говорит, причем во время занятия громче обычного.
Каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, четким, звучным. Работая над голосом, следует обратить внимание, прежде всего, на освобождение его от напряжения, совершенствование его лучших качеств.
Ко второй группе умений, как было сказано выше, относятся гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные умения.
Гностические умения (от греч. гпосис - знание) - это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (его возрастные, индивидуальные особенности, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия и др.), коллектив в целом (этапы становления, «актив» группы, зачатки общественного мнения). Изучение ребенка - основа понимания его внутреннего мира. Оно дает педагогу возможность объяснить причины поведения, увидеть пути совершенствования воспитания, обучения. Объектом изучения должна быть и семья. Педагогу необходимо знать воспитательные возможности семьи: отношение к воспитанию ребенка, меру участия обоих родителей, других членов семьи; особенности семейного микроклимата и др.
Много ценного в познании детей, их семей педагогу дают целенаправленные наблюдения, беседы, рассказы родителей, детей (о режиме дня, о домашнем труде, о чтении книг и др.), посещения семьи, совместные праздники, трудовая деятельность детей, педагогов и родителей. В отдельных случаях организуется специальная экспериментальная работа с целью выявления каких-либо особенностей в развитии детей.
Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей (непосредственно наблюдаемого, опубликованного в журнале, книге) с целью заимствования методов, приемов образовательной работы.
Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому ученику с учетом особенностей его развития. Педагог замечает «ростки» нового в развитии ребенка, коллектива и в соответствии с этим организует дальнейшую работу. По мере овладения детьми теми или иными умениями педагог вносит в их деятельность изменения и усложнения. Он проектирует материальное оснащение образовательного процесса. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.
Структуры, формы, методы развивающих занятий в специальной школе
Образование в школе направлено на то, чтобы дети, постепенно овладевая общественно-историческим опытом поколений, усваивали основы наук, то в дошкольном образовательном учреждении дети лишь включаются в учебную деятельность, их учат учиться и слышать педагогов и воспитателей, воспринимать задания и ...
Использование дидактической игры в формировании представлений о
геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в педагогической
практике
С середины прошлого века дидактическая игра начал успешного использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В дидактических играх актуализируется интеллектуальный опыт, конкретиз ...
Формирование экспериментальных умений у учащихся 8 класса
Наиболее важным для формирования экспериментальных умений у учащихся является курс 8 класса. Содержание этого курса насыщено заданиями, которые требуют проведения химического эксперимента. Основная задача курса — ознакомление учащихся с понятиями вещество, химическая реакция, химическое оборудовани ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.