Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Разнообразие форм работы на уроке.
Урок может быть организован в разной форме, чаще всего используют следующие формы: урок - лекция, урок-семинар, урок - конференция, экскурсии, уроки самостоятельной работы, урок – конкурс. Мастерство педагога выражается и в хорошем владении проведения разнообразных форм.
Огромные возможности для активизации мышления учащихся дает урок-лекция. Опыт показывает целесообразность пояснения в начале лекции цели рассмотрения данного конкретного материала. Потом указываются принципы, на основе которых можно получить нужные знания, доказать идею, выбрать путь рациональных действий. Только после этого раскрывается суть рассматриваемого вопроса.
В процессе чтения лекции учителя используют диалог, вопросы, повторения, противоположения и др.
Высокую умственную активность, связанную с «открытием» новых знаний и закономерностей учащимися, вызывают уроки-семинары. Иногда это могут быть беседы или дискуссии, иногда ученики читают доклады с последующим обсуждением.
Среди нетрадиционных форм урока являются конкурсные уроки. Их проводят сами учащиеся. Так как урок конкурсный, поэтому каждый стремится подготовиться. Как правило, ученики объединены в группы, они учатся работать в группе, коллективно, сотрудничать, помогать друг другу.
Для развития познавательной деятельности учащихся применяются различные типы обучения. В дидактике выделяют следующие типы обучения: прямое, проблемное.
Прямое обучение предполагает, что педагог ставит перед детьми учебную задачу, дает образец способа выполнения, направляет деятельность учащихся на достижение результата.
Проблемное обучение заключается в том, что учащимся не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений ученик не может. Для этого он должен проанализировать свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом, с педагогом, который направляет поиск в нужное русло. Коллективно – поисковая деятельность – это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребенка к другому. Решение проблемной ситуации – итог коллективной работы.
На уроке для активизации познавательной деятельности педагог использует вопросы творческого характера в целях осуществления активизирующего, поискового, проблемного обучения.
Вопросы учителя-мастера, как правило, кратки, точны и определенны. Они не только стимулируют пытливость ума, самостоятельность мысли, но и развивают творческие способности учащихся, воспитывают у них организованность и дисциплинированность.
Стала очевидной необходимость в большей мере использовать такие типы вопросов, в которых сталкиваются противоречия, которые требуют установления сходства и различия в изучаемых явлениях, установления причинно-следственных связей, нахождения из всей суммы имеющихся знаний только необходимых в данной ситуации, ориентирования на широкое практическое применение знаний.
Небезразлично также, понятен ли для каждого ученика вопрос, думает ли он над ответом, с которым ему предстоит выступить
Важно иметь в виду и то, что учителя-мастера на своих уроках предоставляют учащимся право на ошибку. В свою очередь сами они стремятся, как можно полнее отвечать на вопросы учащихся. Поверхностность ответов отбивает охоту задавать дальнейшие вопросы. В результате могут исчезнуть позитивная мотивация учебы, интерес к данному предмету вообще.
Организация самостоятельной работы на уроке.
Учителю необходимо систематически учить учащихся самостоятельно приобретать знания. Он руководствуется таким правилом: если в данных условиях тема посильна для учащихся, надо организовать ее самостоятельную обработку, если нет, учитель сам обязан излагать материал.
Профессиональная подготовка в условиях учебно-практической
деятельности
Изучая проблемы профессиональной подготовки будущих учителей в ВУЗе, исследователи обращают свое внимание на те формы знаний, которые способствуют формированию практических умений и навыков. В первую очередь это относится к учебной практике. Учебно-практическая деятельность (УПД) - это процесс реше ...
Планы-конспекты уроков по оптике для восьмого класса
Свет. Источники света Тип урока: комбинированный Цели урока: познавательная: формирование понятий о свете, источниках света, знакомство с делением источников света на естественные и искусственные; развивающая: создать условия для развития мышления, коммуникативных и мыслительных качеств учащихся; п ...
Урок как основная форма обучения портретному жанру в условиях
пространственной среды общеобразовательной школы
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в школе является урок. Для каждого урока по разделу «Портретная живопись» необходимо выделять художественно-педагогическую идею, которая определяет целевые установки урока, содержание, конкретные задачи обучения, технологии, адекватные при ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.