Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Сказкотерапия младших школьников

Материалы » Учебная мотивация младших школьников » Сказкотерапия младших школьников

Сказка как предмет научного анализа в течение последних ста лет привлекает к себе внимание лингвистов, психологов, философов, антропологов. Высокий интерес к сказке исследователей объясняется ее общечеловеческой универсальностью: сюжеты, композиция, герои сказки узнаваемы во все времена и активно используются в народном педагогическом опыте всех культур и народов.

Существуют методические, практикоориетированные разработки по использованию сказкотерапии в работе психолога и педагога. Сказка используется родителями, учителями, психологами при подготовке ребенка к школе, организации его вхождении в пространство школьной жизни. Сказкотерапия позволяет овладеть позитивными моделями поведения, снизить отрицательные эмоции, уровень тревожности. Общение детей со сказкой помогает им справиться со своими негативными состояниями, неуверенностью в своих силах, ленью, нежеланием познавать новое.

Педагоги начальной школы нуждаются в средствах, которые позволяли бы повышать учебную мотивацию учеников.

С целью изучения эффективности сказкотерапии как средства повышения учебной мотивации младших школьников нами было проведено исследование. На первом этапе с помощью анкеты и проективной методики (автор Н.Г. Лусканова) изучался уровень учебной мотивации младших школьников. Выборка составляля 39 человек. Выявлено, что у 43% испытуемых низкий уровень учебной мотивации. Было сформировано две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная, в которые вошли дети с низким уровнем учебной мотивации.

С учащимися экспериментальной группы было проведено 10 занятий по разработанной нами программе. Занятия включали не просто слушание сказок, но их инсценирование с беседой, обсуждением отношений персонажей сказки в тех или иных ситуациях учения в школе. Детям предлагалось рисовать по мотивам сказок. На занятиях создавалась атмосфера психологического комфорта, доброжелательности. Каждое занятие представляло собой ряд последовательных этапов: ритуал "входа" в сказку – коллективное упражнение, создающее настрой на совместную работу; повторение – дети вспоминали то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали; сказка – ведущий рассказывал сказку; закрепление – с помощью игр, символических путешествий учащиеся приобретали новый опыт; интеграция – связывали новый опыт с реальной жизнью; резюмирование – обобщали приобретенный опыт, подводили итоги занятия, подчеркивали значимость приобретенного опыта. Все сказки были построены нами по определенному алгоритму. В первую очередь, подбирался герой, близкий детям по полу, возрасту, характеру. Потом описывалась жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. Далее, героя помещали в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, описывали его переживания. Герой начинал искать выход из создавшегося положения, он мог встречать существ, оказавшихся в такой же ситуации, смотреть, как они поступают, или фигуру мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего. Главная задача сказок: через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения. Наконец, герой понимал свою неправоту и становится на путь изменений.

Анализ результатов, полученных при повторном исследовании, показал, что у младших школьников из экспериментальной группы уровень учебной мотивации повысился по сравнению с уровнем учебной мотивации учащихся из контрольной группы (t=-2,60, η=21, ρ<0,05). Важно отметить, что об этом свидетельствовали не только данные методик, но и положительные отзывы учителя и школьного психолога о результатах работы. Полученные результаты позволяют считать сказкотерапию эффективным средством повышения учебной мотивации младших школьников.

Новые статьи:

Философские и педагогические взгляды французских материалистов XVIII в
Гельвеций (1715—1771) прославился как автор книги “Об уме”, которая вышла в 1758 г. и вызвала яростные нападки со стороны всех сил реакции, правящих кругов. Книга была запрещена и приговорена к сожжению. Еще более обстоятельно Гельвеций развил свои идеи в книге “О человеке, его умственных способнос ...

Виды аттестации обучающихся
Аттестация - это установление факта и степени усвоения учащимися программного материала путем сравнения уровня их знаний и способов действий с требованиями программы и образовательного стандарта. Завершается эта процедура оцениванием. 1.Итоговая аттестация. Итоговая государственная аттестация выпус ...

Условия развития сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста в дошкольном учреждении
Задачи: - Выявить уровень развития сюжетной игры у детей средней группы. - Проанализировать состояние предметно-игровой среды в средней группе детского сада. - Выявить особенности руководства воспитателями сюжетными играми детей. - Выявить особенности методической работы по организации руководства ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru