Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
К примеру, представителей различных слоев изучаемой общности просят закончить предложения типа: "Наиболее уважаемые люди те, которые отличаются…", "При возможности выбрать любую работу я бы выбрал.", "Чтобы добиться власти, человек должен.", "Мой сын должен стать." и т.д. В каждой социальной группе ответы группируют и результаты представляют в процентах.
Увлечение подобной методикой объясняется относительной конкретностью результатов, иллюзией математической точности их и возможностями, которые открывают цифры. Но это не исключает случайность вопросов и субъективность в трактовке результатов.
Методы анкетирования. Очень близко к тестам примыкают анкеты, вопросники и метод интервью. Значение их определяется массовостью (в смысле числа обследуемых индивидов), возможностью унифицировать анкеты (что делает результаты опроса сопоставимыми), в какой-то степени формализовать собираемые сведения и получить достаточно однородные статистические данные, которые в дальнейшем могут быть подвергнуты статистической обработке. Последнее позволяет подробно анализировать отдельные явления, степень их взаимозависимости, динамику различных процессов и составлять интересные комбинированные таблицы.
Анкетная методика предполагает быстрый однозначный ответ ("да-нет") на заданный вопрос. Этот метод позволяет собрать данные о некоторых психологических характеристиках испытуемых, особенностях поведения и межличностных отношениях, а также социологические данные о доходах и расходах семьи и пр.
Метод наблюдения. Для изучения психологии этнической общности используется также метод наблюдения. Наблюдения дают начальные сведения об образе жизни, культуре, быте, поведении людей. Наблюдение требует большого опыта, особой способности увидеть специфическое в каждом явлении. Но даже при значительном опыте исследователь не в состоянии подняться над своей личностью и, прежде всего, регистрирует то, что кажется ему необычным. Результаты наблюдений оформляются в виде произвольных описаний, а это тоже их недостаток.
Чтобы сделать наблюдение более надежным методом, нужно предложить единые стандартизированные условия и объекты обследования, а главное, критерии оценки в целях сравнимости результатов Необходимо выработать общие положения относительно отбора системы фактов (те того, что и как наблюдать).
Таким образом, методы, которые применяются в кросскультурных исследованиях, обладают большим количеством недостатков. Других методов, в которых эти недостатки отсутствовали бы, этнопсихология пока не выработала. Решение, очевидно, надо искать в комплексном использовании различных методов и их стандартизации.
Сущность и специфика лингвострановедческого аспекта в изучении иностранного
языка
Прогрессирующее развитие международных контактов и связей в политике, экономике, культуре и других областях обуславливает последовательную ориентацию современной методики обучения иностранным языкам (ИЯ) на реальные условия коммуникации. Стремление к коммуникативной компетенции, как к конечному рез ...
Ступени развития художественного восприятия ребенка на уроках изобразительного
искусства и литературы
Согласно исследованиям современных психологов развитие ребенка, в том числе и его художественное развитие, протекает не линейно, а имеет определенные этапы, ступени. Смена ступеней определяется, прежде всего, «перестройкой внутреннего переживания», изменением отношения ребенка к среде, то есть изме ...
Особенности использования деятельности и общения в
воспитании младших школьников
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.