Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Следующая фаза — сопоставление группового, остро чувствуемого образа с данным, индивидуальным впечатлением. Здесь важно показать, как индивидуальное создается из смещения, иногда самого незначительного, общих типических форм и отношений. Следует дать четко почувствовать и понять, что индивидуальное заключается и дается не мелочами, не случайными признаками, а своеобразными пропорциями главных масс, их отношениями в состоянии покоя, напряжения. Следует показать, что можно весьма суммарным приемом, избегая всех случайных и мелких признаков, дать поразительное сходство изображения с изображаемым предметом. Поиски лаконической выразительности индивидуального должны идти тем же путем, что и поиски выразительности типической, вплоть до наиболее сгущенного намека на самое основное в индивидуальном состоянии или действии.
Развитие в ребенке, а позднее — в подростке, способности острого восприятия и такого же острого отражения типического и индивидуального в окружающей его среде делает его особенно тонким аппаратом для улавливания пульса и характера жизни, для сознательного и чуткого ее оформления.
Практически-методические приемы такого воспитания глаза могут быть весьма разнообразны в зависимости от особенностей детской психики, внешней среды и воспитательно-образовательных задач. Считаю необходимым отметить здесь очень интересную и своеобразную опытную работу в том же направлении, которая в течение прошлого учебного года была проведена художником Н.Н.Купреяновым в детском доме имени Карла Маркса.
Дальше пользуюсь в характеристике метода изложением самого художника-руководителя.
«Метрополия изобразительного искусства — живопись. Это положение, правильное еще для середины XIX в., для нашего времени кажется мне неправильным, — вот почему:
«Социальный заказ» на изображение отнят у живописи фотографией (портрет любимой женщины, похороны вождя и пр.). Живопись, во времена Тициана, долженствовавшая прежде всего изображать, и лишь «контрабандой» протаскивавшая «формальное», — тоже благодаря фотографии, свободна от этой своей, некогда основной, функции. Это позволяет ей целиком сосредоточиться на формальном — композиции, перспективе и пр. Так как проблема изображения с этими формальными проблемами может вовсе не совпадать, то за последние 50 лет именно чистота и радикализм постановки формальных проблем в живописи сделали ее принципиально неизобразительным искусством. По сравнению со старой живописью она, во всяком случае, мало изобразительна. Тициан писал человека, Сезанн в человеке заинтересован постольку, поскольку в нем есть объёмы. Поэтому совр. живопись утратила культуру образа. Тем самым, она не имеет права называться именно «изобразительным (изображающим) искусством».
Дальше художник утверждает, что культуру «образа», вместо живописи, взяло на себя ныне искусство полиграфическое, которое может быть названо по преимуществу изобразительным, документирующим.
«Так образом, мне кажется, — говорит Н. Н. Купреянов, — что культура образа есть основное дело художника-графика, поскольку он ориентирован не на станковое (имманентно – мотивированное) искусство, а на искусство, имеющее определенную точку социального приложения, и в формальной своей части неизбежно предопределенное этим приложением.
Для проверки вытекающих отсюда в области методико-педагогических выводов я взял группу подростков. Эта группа из шести девочек 15—16 л. Оканчивают II ступень. Кадр мастерской ИЗО детского дома им. Карла Маркса. (Станция по художественному воспитанию Г.С.В.). До меня получили живописно-малярную подготовку от Н.И. Голейзовской в формах ортодоксальнейшего живописного станковизма. Все по окончании II ст. хотят продолжать профессионально-художественную работу.
Имея дело с таким материалом, я поставил себе задачи: 1) по отношению к ним — подготовить их по рисунку к поступлению на граф. фак. ВXТМ, как дающий наибольшее количество возможностей для работы художника в жизни; 2) по отношению к себе — попробовать учить рисованию не в порядке перенесения в рисунок проблем совр. живописи, а в порядке воспитания творчески-сознательного отношения к образу.
Исходя из соображений, изложенных выше, я полагал правильным не навязывать им никаких «объективно»-формальных истин и представлений. Все так наз. формальное должно сложится само собой в результате скрещивания условий технически производственных, с одной стороны, и условий «потребления» — с другой. Поскольку классная работа не предполагает «потребления», постольку остается сознательно не заполненное место. Оно будет заполнено при соприкосновении с фактической производственной задачей.
Вместо того я учил видеть вещи и характеризовать их путем сознательного отбора существенных признаков.
Основное положение: ни одна вещь не похожа на другую. Проблема портретного сходства в ножке стула имеет столь же богатый материал для своего разрешения, как в человеческом лице.
Понятие и сущность проблемы обеспечения преемственности в
образовании школьников 1 и 2 ступеней обучения
Образование - это специально организованная целенаправленная система воспитания и обучения. Человек получает образование на протяжении большого отрезка жизни. За это время проходит несколько этапов психологического становления личности. И, следовательно, отношение к образованию постоянно меняется. ...
Сущность и содержание профориентации подростков
Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении с детьми является профориентационная работа, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка. Поэтому необходимым условием общеобразовательного учреждения по социальной ...
Содержание работы с источниками на уроках истории творческого уровня
Дальнейшее развитие традиционной модели обучения нашло свое отражение в работах Н.Г. Дайри. В его монографии нашло выражение развитие мысли о необходимости знакомить учащихся с методами современной исторической науки, приемами самостоятельного познания, конкретизируется их содержание. В работах Дай ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.