Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Одаренность.
Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (В.А. Крутецкий, Ю. Д.Бабаева, М.А. Холодная, Н.С. Лейтес и др.) посвящены рассмотрению понятия одарённый ребёнок, выявлению таких детей, особенностям работы с ними, их психологическим проблемам.
Чтобы разобраться в том, что такое «одаренность» и каких детей называют одарёнными рассмотрим различные трактовки данного понятия.
Понятие одарённость происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.
В толковом словаре под редакцией Алабугиной одарённый определяется как талантливый. Талантливый – человек с выдающимися природными способностями.
В словаре Даля трактовки понятия одаренность не приводится, однако автор приводит определение таланта. Здесь: талантливый – даровитый, с природными способностями.
В Большом психологическом словаре под редакцией Мещерякова талант трактуется как высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих видах деятельности.
Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение таланта: «Талант, выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо области».
Помимо определения одаренности, предлагаемых в словарях, рассмотрим несколько трактовок данного понятия различными авторами.
«Одаренный .человек, которому не надо учиться: он и так проложит себе дорогу .», Э. Кант.
«Одаренность . есть интеллигентность. Интеллигентность есть способность мышления и суждения», Э. Мейман, немецкий педагог и психолог .
«Одаренность – результат длительного, подчиняющегося определенным закономер- ностям процесса, суть которого заключается в выстраивании и обогащении индивидуаль- ного ментального опыта», М.А. Холодная, российский психолог .
«Одаренными называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах: интеллектуальной академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения или лидерства, художественной деятельности, двигательной сфере», Комитет образования США, (1972).
«Одаренность – результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных спо- собностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости», Дж. Рензулли, американский психолог, (1977).
«Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с общими условиями ведущих форм человеческой деятельности», С.Л. Рубинштейн (1889 – 1960) российский психолог и философ.
«Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или в творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одарённым», Ю. З. Гильбух.
«Одаренность . это чрезвычайно разнообразные сочетания способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности», Б.М. Теплов, российский психолог.
«Одаренность означает способность к той или иной деятельности, способность к быстрому овладению умением выполнять эту деятельность и вносить в нее элементы творчества. Одаренность может быть в области музыки живописи, скульптуры, физики, математики, литературы».
«Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики человека, которое определяет возможности достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в выполняемой им определенной деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (в том числе и инициированной им самостоятельно)», Институт психологии РАН, Институт психологии РАО.
«Одаренными называют тех, кто показывает хорошие результаты или высокий уровень способностей в одной или нескольких областях деятельности: общие интеллектуальные способности, академические способности, продуктивное мышление, способности к лидерству, художественные и артистические способности, психомоторные способности», IV Международная конференция "Космос и одаренность".
«Одаренность – развивающееся творчество. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), составляющая основу познавательной мотивации, которая у одаренного ребенка доминирует над другими типами мотивации», российская конференция РАО, 2001.
Сравнивая приведенные выше определения одаренности заметим, что основными признаками одаренности служит наличие у человека выдающихся (высокого уровня) способностей; а также развитый интеллект, опережающее развитие познания, психологическое развитие, повышенный уровень умственного развития, творческий подход, возможность достижения высоких результатов в различных видах деятельности.
Система управления профессиональными учебными заведениями
Цели занятия: осмыслить сущность управления учебными заведениями как целостной системы, проследить специфические закономерности управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями, изучить сущность управления учреждениями среднего специального, профессионального образования. ...
Анализ и обобщение результатов экспериментального исследования
Количественная и качественная обработка полученных исследовательских данных заключалась в выявлении особенностей сенсомоторной координации младших школьников с ОНР. Общая сумма баллов, набранная испытуемыми по всем 8 образцам, сопоставляется с показателями, приведенными в таблице Уровни Возраст, ле ...
Опыт "новых школ"
С конца XIX в. в странах Западной Европы, и, прежде всего в Англии, возникло педагогическое течение, получившее название "новые школы" или "новое воспитание". Созданные для детей из привилегированных классов общества, эти школы стремились на основе уважения к личности воспитанни ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.