Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
3. Принцип компенсации. (Компенсация – одна из форм борьбы с препятствиями, возникающими на пути психического развития. Возможность победить (или же, напротив, потерпеть поражение) в этой борьбе определяется «силами» борющихся сторон, размерами и качественными особенностями дефекта, характером порождаемых им изменений в психике ребенка, богатством компенсаторного фонда субъекта. Победа означает не только полноценное, но и сверхполноценное развитие (феномен «сверхкомпенсации»)). Необходимость борьбы с препятствиями требует усиления и совершенствования психических функций. Если этот процесс протекает успешно, ребенок получает возможность преодолеть преграду и таким образом приспособиться к социально-культурной среде. Однако возможны и другие исходы. Компенсаторного «фонда» может не хватить для борьбы с преградой. Кроме того, компенсация может пойти по ложному пути, порождая неполноценное развитие психики ребенка [9, с. 153-165].
Суть этой концепции состоит, во-первых, в понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, а не "расчленении" одаренности на интеллектуальную, личностную и другие составляющие; во-вторых - в оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие или приводящих к феномену диссинхронии (неравномерность в развитии одаренных детей, отражающаяся в заметном несоответствии между их высоким потенциалом и трудностями его практической реализации, между темпами прогресса интеллектуальной, аффективной и моторной сфер). В исследовательском плане эта теория связана с выявлением и изучением качественного своеобразия различных видов одapeнности. С разработкой адекватных методов их диагностики, с анализом генезиса одаренности и конкретных психологических механизмов ее развития, с изучением личностных особенностей одаренного ребенка.
4. Экопсихологический подход к развитию одаренности, разрабатываемый В. И. Пановым в рамках экопсихологии развития человека (его психических процессов, психических состояний и сознания). Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики. Поэтому она выступает как становящееся системное качество психики, возникающее во взаимодействии индивида с образовательной средой (семейной, школьной и т. п.). И обретающее форму индивидуальности высокого развития психических процессов и состояний в сознании учащегося. Отсюда следует, что основная задача современного образования (педагога в первую очередь) заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа, т.е. среды, обеспечивающей возможность проявления и развития потенциальных способностей учащихся. Образовательная среда подобного типа позволяет coздатъ условия для снятия психологических барьеров развития учащихся и тем самым способствовать раскрытию творческого начала всех сфер его психики.
5. Психодидактический подход к обучению и развитию одаренных детей в условиях массовой обшео6разовательной школы. Этот подход интенсивно разрабатывается, апробируется и практически внедряется последние десять лет под совместным руководством В. П. Лебедевой, В. А. Орлова и В. И. Панова в работе Центра комплексного формирования личности РАО (пос. Черноголовка Московской области, 4 школы, 2500 учащихся). Суть психодидактического подхода заключается в использовании проектирования и моделирования образовательной среды как основного метода развивающего образования, обеспечивающего возможность выявления, обучения и развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Психология образовательной среды (проектирование, моделирование, экспертиза) в этой подходе разработана В. А. Ясвиным, а диагностика ее влияния на познавательное, личностное и физическое развитие детей была обобщена С. Д. Дерябо.
Нетрудно заметить, что стержневым моментом, объединяющим перечисленные теоретические позиции, является подход к одаренности как к процессу целостного развития личности и сознания одаренных детей, реализующего творческий потенциал их развития.
Учитывая это, в качестве базовой характеристики одаренности выделяется творческая активность человека как проявление творческой природы психики и ее развития в зависимости от образовательной среды. С этой точки зрения одаренность предстает как:
Лечение животными
Иппотерапия. Такими возможностями обладает верховая езда на лошади. Именно многогранность воздействия, одновременного сочетания повторяющихся разнонаправленных движений тела, легкого массажа внутренней поверхности ног, позитивного психотерапевтического эффекта от общения больного ребенка с лошадью ...
Изобразительно-сюжетное творчество
бакушинский педагогический ребенок творчество В периоде постепенного формования образа типического, — образа схемы, самая первая его фаза — ассоциативная — требует к себе особо внимательного и осторожного отношения. Здесь не следует никак вмешиваться в творческий процесс ребенка, спрашивая: что он ...
Влияние лингвострановедческого аспекта на формирование иноязычной культуры
обучаемых
Культура в различных ее направлениях содействует формированию личности человека. "Иноязычная культура" – все то, что способен принести учащимся процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах [32, с. 74]. З.Н. Никитенко выделяет элемен ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.