Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
1) системное свойство психики, возникающее в результате познавательного и/или иного деятельностного взаимодействия между индивидом и образовательной средой;
2) индивидуальность психического развития, которая выражается в индивидуально-своеобразном сочетании свойств познавательной, эмоциональной и личностной сфер сознания индивида и которая обеспечивает возможность достижения им наиболее высоких результатов развития способностей в социально-значимых видах деятельности;
3) развивающееся свойство психики, для проявления и развития которого необходимыми условиями является не только наличие природных задатков, но и соответствующей (вариативной и развивающей) образовательной среды, включая соответствующие виды деятельности (экопсихологический аспект одаренности).
Для создания необходимой образовательной среды, упомянутой выше, существуют два основных способа: ускорение и обогащение традиционного образовательного процесса.
Ускорение обучения.
Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров, как среди ученых психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение – это односторонний подход к детям, с высоким уровнем интеллекта, так как не учитывается их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие и т.п. Каковы психологические предпосылки обращения к ускоренному обучению?
Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка по ошибке помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников в самых разных проявлениях, и спустя какое-то время его поведение будет похожим на поведение всех остальных детей в классе. Он начинает подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. Приведенное описание – лишь аналогия. Существуют различия между обучением нормального ребенка в классе для детей с задержкой умственного развития и ситуацией, где одаренный ребенок учится в обычном классе. Дело в том, что учитель, получивший специальную подготовку для работы с умственно отсталыми детьми, гораздо легче заметит нормального ребенка в своем классе, чем обычный учитель выделит одаренного в классе обычном. Все специалисты сходятся в том, что ускорение должно быть для одаренных детей. Существует несколько видов ускоренного обучения. Рассмотрим их подробно.
Раннее поступление в школу весьма желательно для девочек, т.к. они часто проявляют готовность к школе раньше, чем мальчики. А так же потому, что их не очень привлекает ускорение, которое можно использовать в последствии (девочки более чувствительны к сложившимся взаимоотношениям с одноклассниками).
Ускорение в обычном классе. Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Попытки такого рода целесообразнее на этапе обучения в начальной школе. Частичная индивидуализация программы некоторых детей под силу лишь энергичному, увлеченному педагогу с опытом и высокой квалификацией.
Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми более старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может быть по чтению во втором или даже в третьем классе. Может быть, так же посещение уроков в параллельном классе, где обучаются несколько иначе.
Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок. Посещение более старшего класса может быть разрешено группе детей, что требует согласованной работы 2-3 учителей.
“Перепрыгивание” через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его учеников. Причем, ребенок не испытывает социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении при перепрыгивании через класс. Проверка учащихся и опросы их родителей показали, что эта практика имеет гораздо больше положительных последствий, чем отрицательных.
Профильное обучение. Под профильным обучением понимается средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. В настоящее время выделяют несколько моделей профильного обучения: профильные классы, функционирующие в системе «школа-вуз»; классы углубленного изучения отдельных (профильных предметов); профильные группы, использующие индивидуальный учебный план. Система профильного образования в общеобразовательном учреждении включает: базовые общеобразовательные предмета, профильные предметы (предметы повышенного уровня, определяющие направленность конкретного профиля обучения) и элективные курсы (обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы). Такой вид ускорения хорошо подходит учащимся с выраженной расположенностью к какой-нибудь области знания – математике, химии, биологии, иностранный язык. (Целесообразно использовать в старших классах, когда интересы и способности в значительной степени определились).
Классификация дидактических игр
Классифицировать игровые уроки особенно сложно. Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры – её процесс, а не результат. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образов ...
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних как
социозащитное учреждение
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное учреждение, создаваемое в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и бе ...
Результаты изучения готовности детей к школе
В целях определения готовности детей к школьному обучению мы использовали следующие методики: 1.Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной), которая направлена на изучение произвольного внимания дошкольника. Методика представляет собой задание на срисовывание картинки (домика). Задание позволяет выя ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.