Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Однако, теоретические рассуждения, которые были приведены нами, отражают исключительно такой аспект как определение источника, исходя из основ его теоретического содержания и сущностных характеристик. Нами же исторический источник будет рассмотрен как методическое способ необходимый для изучения истории, как средство обучения.
В современных исследованиях, в частности, в работах А. Т. Степанищева понятие исторического источника рассматривается в трех, независимых значениях, в частности
- в узком смысле слова — это «письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование».
-в широком смысле слова — то, что «дает, сообщает какие-либо сведения»;
-в аспекте рассматриваемой темы — «любая система, вырабатывающая сообщение или содержащая информацию, предназначенную для ее передачи, а также научный документ или издание».
Таким образом, в круг наших источниковых обзоров входят и первоисточники (первичные источники), и учебники, монографии, статьи (вторичные источники, то есть главным образом сведения из первоисточников о них).
Необходимость классификации и систематизации письменных источников давно уже признана всеми историками и предложена ими. Однако в решении этой задачи они не пришли к общему мнению. Эта очень сложная проблема, решение которой находится на стыке многих наук и анализ существующих классификаций источников может быть предметом отдельного исследования. Одна из главных причин нерешенности данной проблемы, наличия множества вариантов ее решения, неоднозначность трактовок лежит в отсутствии единого принципа, который должен лежать в основе классификации.
Поэтому в рамках данного исследования мы ограничимся основными подходами к классификации источников, содержащихся в методологической литературе.
Некоторые исследователи в качестве основных источников, которые должны быть использованы в процессе обучения выделяют только письменные источники. Они считают возможным делить письменные источники на виды и группы по содержанию. Однако при попытке осуществить это на практике учителя истории сталкиваются с теми же трудностями, с какими им приходится иметь дело историкам во время разделения всех источников по этому принципу на типы. Так, ни один письменный источник не отражает только социально-экономические отношения или историю общественно-политической мысли, как правило, он выражает несколько сторон общественной жизни одновременно.
Наиболее стройную систему классификации и систематизации письменных источников выдвигает Л.Н. Пушкарев.
Он предлагает, прежде всего, разделить их на два рода: делопроизводственные и повествовательные. Затем делопроизводственные он делит на 4 вида: картографические, статистические, актовые и канцелярские, а повествовательные также на 4 вида: личные, художественные, исторические и научные. Наконец, источники, входящие в каждый из указанных видов, он группирует следующим образом:
Картографические: а) карты, планы исторические; б) карты, планы политические; в) карты, штаны экономические.
Статистические: а) экономическая статистика; б) статистика народонаселения; в) политическая и культурная статистика.
Актовые: а) акты политические; б) акты социально-экономические; в) акты юридические.
Канцелярские источники: а) грамоты; б) реестры, книги, указы; в) деловая переписка.
Личные: а) письма; б) дневники; в) мемуары.
Художественные: а) очерки (корреспонденция); б) лирика, драма; в) романы, рассказы, повести.
Исторические: а) исторические повести; б) хронографы; в) летописи.
Научные: а) исторические труды; б) философско-социологические труды; в) географические описания.
В этой классификации и систематизации письменных источников, которая во многом может быть принята, на мой взгляд, не выдерживает критики, прежде всего деление источников на два рода. В основу этого деления автор кладет «преобладание отображения или воплощения действительности»[30; 310], что является весьма субъективной основой для выделения единого принципа классификации
Другие исследователи, такие как Троицкого; Умбрашко предлагают не ограничивать источниковую базу обучения только письменными источниками.
Они предлагают включать в понятие источника любые свидетельства эпохи, несущие познавательную нагрузку. Они дополняют классификацию Пушкина, такими элементами как вещественные источники, устные или фольклорные, этнографические, лингвистические, кино и фото документы.
Кондуктивная педагогика
В последнее десятилетие наибольшую известность и популярность получила ещё одна модель коррекционно-педагогической работы с детьми ДЦП – кондуктивная педагогика. Это направление возникло в Венгрии в конце 40-х гг. прошедшего столетия и получило распространение во всём мире. Метод кондуктивной педаг ...
Связь этнопсихологии с другими науками
Этнопсихология и антропология. Практически никакой установившейся грани между терминами "этнопсихология" и "антропология" в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые, и когда речь идет о гуманитарных ответвлениях антропологии - культурной, социальной, психолог ...
Изучение работоспособности учащихся
Анализируя данные исследований, проведенных психологом, можно сделать заключение, что большинство учащихся исследуемых классов обладают средним уровнем работоспособности, но при этом существует достаточно большое количество детей, обладающих средне-слабым и слабым уровнем. Причиной возникновения да ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.