Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В целях определения готовности детей к школьному обучению мы использовали следующие методики:
1.Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной), которая направлена на изучение произвольного внимания дошкольника. Методика представляет собой задание на срисовывание картинки (домика). Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет степень сформированности произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки. Методика рассчитана на детей 5,5 – 10 лет.
2. Методика Д.Б. Эльконина – А.Л. Венгера: графический диктант.
Графический диктант используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, а также позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.
3. Методика Д.Б. Эльконина – А.Л. Венгера: «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.[1].
Данные методики были проведены перед началом игровых занятий и после них. Результаты первичной и вторичной диагностики представлены в сводной таблице 3.
Таблица 3
Фамилия, имя |
домик |
гр. дикт. |
обр. и пр. | |||||||
До |
После |
Рез-т |
До |
После |
Рез-т |
До |
После |
Рез-т | ||
Экспериментальная группа |
Н. Кристина. С. Кристина. П. Дима. С. Надя. Р. Лена. |
12 10 16 14 12 |
9 4 10 7 7 |
+3 +6 +6 +7 +5 |
4 5 4 2 5 |
6 8 7 5 9 |
+2 +3 +3 +3 +4 |
24 47 36 29 41 |
37 53 48 41 54 |
+13 +6 +12 +12 +13 |
Контрольная группа |
Б. Настя. К. Андрей. С. Яна. Л. Настя. |
13 14 11 16 |
11 15 8 15 |
+2 -1 +3 +1 |
6 3 7 2 |
7 5 7 4 |
+1 +2 0 +2 |
37 28 41 32 |
40 32 42 37 |
+3 +4 +1 +5 |
Изменение показателей произвольного поведения в процентном соотношении по каждой методике представлены в диаграммах 1, 2, 3.
Диаграмма 1. - Изменение показателей по методике "Домик", в %
Результаты первичной диагностики сформированности приемов учебной деятельности показали, что практически у всех детей, как из контрольной, так и из экспериментальной, низкий уровень развития произвольной сферы; умение действовать по правилу и ориентироваться на заданную систему требований сформировано недостаточно. В конце игровых занятий нами была проведена вторичная диагностика, результаты которой показали, что все параметры приемов учебной деятельности у детей стали немного выше (а у некоторых достаточно высокие), чем результаты первичной диагностики. Помимо этого, результаты двух диагностик в контрольной и экспериментальной группах показали, что у детей контрольной группы показатели сформированности произвольного поведения практически не изменились.
Особенности и проблемы использования занимательного
материала
Анализируя различные позиции по вопросу занимательности (занимательность — помеха в обучении; занимательность — необходимый элемент, помогающий обучению), опираясь на изучение и обобщение системы учебной работы многих учителей, показываем, что занимательность — важное и в то же время достаточно ост ...
Методика использования дидактической игры и
мультимедиа, как форм занимательного материала «Русской азбуки» и ее результаты
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...
Понятия «одаренность» и «способности»
Одаренность. Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (В.А. Крутецкий, Ю. Д.Бабаева, М.А. Холодная, Н.С. Лейтес и др.) ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.