Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Сюжетно-ролевая игра как средство подготовки детей с ДЦП к школе

Материалы » Сюжетно-ролевая игра как средство подготовки детей с ДЦП к школе

Проблема психологической готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л.И. Божович, Л.А Венгер, В.В. Давыдов, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.). Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается рядом авторов (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, и др.), является достаточный уровень сформированности произвольности поведения, которая означает, что ребенок должен действовать не под влиянием своих сиюминутных побуждений, а с учетом правил, условий, целей, задающих контекст ситуации.

В связи с актуальностью проблемы интеграции детей с нарушениями в развитии в общество здоровых сверстников очень важной является проблема эффективной и целенаправленной подготовки детей с ДЦП к обучению в школе.

Известно, что у детей с особенностями развития в раннем возрасте имеет место недостаточность двух ключевых факторов развития:

1. Общения с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками из-за ограниченности передвижения. В большинстве случаев дети с тяжелыми нарушениями не посещают детский сад, не учатся в школе, круг их общения ограничен в основном только родителями и близкими родственниками, медперсоналом и социальными работниками. Дети с менее тяжелыми отклонениями в развитии посещают специальные детские учреждения, где они общаются с детьми, имеющими те же проблемы в развитии.

2. Недостаточности предметной деятельности. Пребывание детей с особенностями развития в замкнутом социальном окружении ведет к приобретению искаженного социального опыта, неполного представления об окружающем мире и о своем месте в этом мире, что ведет в дальнейшем к нарушению совместной деятельности со сверстниками.

Без специального корректирующего воздействия особенные дети своевременно не овладевают типичными видами детской деятельности, в нашем случае – игровой. Как известно, недоразвитие всех видов детской деятельности накладывает отпечаток на психическое развитие ребенка в целом. А несформированность игровой деятельности ведет к тому, что ребенок проживает дошкольный возраст неполно и, следовательно, у него не формируются необходимые предпосылки психологической готовности к школьному обучению (в том числе произвольность поведения – как один из важнейших компонентов готовности к школе).

Гипотеза:

Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста с ДЦП ведет к формированию произвольного поведения как важнейшего компонента готовности к школьному обучению.

Цель исследования

: исследование влияния сюжетно-ролевой игры на развитие произвольного поведения детей как компонента готовности к школьному обучению.

Задачи исследования

:

1. Выявить особенности и уровни развития произвольного поведения у дошкольников с ДЦП посредством диагностики.

2. Разработать и реализовать систему занятий сюжетно-ролевой игрой, обеспечивающую развитие произвольного поведения как компонента готовности к школьному обучению детей с отклонениями в развитии.

3. Создать условия для развития (возникновения) сюжетно-ролевой игры (предоставить детям опыт сюжетно-ролевой игры).

4. Выявить уровни развития произвольного поведения у детей с помощью вторичной диагностики.

Объект исследования

: процесс формирования произвольного поведения как компонента школьной готовности у детей с детским церебральным параличом.

Предмет исследования

: педагогические условия (система занятий сюжетно-ролевой игрой), формирующие произвольное поведение у детей с ДЦП как одну из основных компонентов подготовки детей к школе.

Основные методы исследования:

- теоретический метод – анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

- эмпирические методы – педагогическое наблюдение; опрос (тестирование, беседа с детьми и педагогами); педагогический эксперимент.

Новизна

исследования заключается в том, что мы показали возможность развития произвольного поведения у детей с ДЦП через развитие игровой деятельности.

Практическая значимость

: Результаты нашей работы (проведенная нами система игровых занятий) могут быть использованы социальными педагогами для развития произвольного поведения детей дошкольного возраста с ДЦП в учреждениях социальной реабилитации детей.

Местом проведения практической работы был Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей «Ласточка».

Новые статьи:

Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств ...

Экспериментальная работа по изучению адаптации учащихся начальной школы в среднем звене
Муниципальное образовательное учреждение «Общеобразовательная гимназия №3» создано в соответствии с Законом РФ об образовании, Областным законом «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении. В своей деятельности школа руководствуется федеральными и областными законодательн ...

Математическое развитие старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей де ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru