Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Говоря о содержании сюжетно-ролевой игры, следует различать ее сюжет и содержание. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. На сюжеты игр решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Действительность, в которой живет и с которой сталкивается ребенок, может быть условно разделена на две взаимно связанные, но вместе с тем различные сферы. Первая – это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая – это сфера деятельности людей, сфера труда и отношений между людьми, в которые они вступают и в которых находятся в процессе деятельности.[37]
Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением его кругозора.[26].
Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в жизнь взрослых.[37]. Характер отношений между людьми, которые воссоздаются в игре, может быть различным. Это и отношения сотрудничества, взаимной помощи, заботы и внимания людей друг к другу; но это могут быть и отношения властвования, враждебности, грубости и т. д. Здесь все зависит от конкретных социальных условий жизни ребенка.
Итак, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек – предмет, а человек – человек.
А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходят через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок, то именно роль и органически связанные с ней действия и являются единицей игры.
Определив, что основной единицей игры является роль, Эльконин, наблюдая за развитием роли в игре и отношением ребенка к выполняемой роли, выделил четыре уровня сюжетно-ролевой игры [37] (табл. 1).
Основным источником обогащения содержания детских игр являются представления детей об окружающей действительности, если таких представлений нет, то игра не может осуществиться. Вместе с тем, став в положение действующего лица в игре, приняв определенную роль, ребенок вынужден выделять из действительности те действия и отношения взрослых, которые необходимы для решения игровой задачи. Содержание роли развивается именно в связи с характером такого выделения и идет от вычленения внешних предметных действий, к вычленению его отношений с другими людьми.[33].
Целью коррекционной работы является создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, а также формирование его личностных качеств.[13].
Таблица 1. - Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Эльконину)
Показатель игры |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
Основное содержание игры |
Бытовые действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры |
В действия х с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному |
Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. |
Выполнение действий, связанных с отношением к другим участникам игры. |
Характер игровой роли |
Бытовые действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры |
В действия х с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному |
Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. |
Выполнение действий, связанных с отношением к другим участникам игры. |
Характер игровых действий |
Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. |
Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. |
Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны. |
Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность реальных действий. Ярко выделены действия, направленные к другим персонажам игры. |
Характер игровых действий |
Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. |
Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. |
Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны. |
Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность реальных действий. Ярко выделены действия, направленные к другим персонажам игры. |
Социально – педагогическая деятельность по
адаптации первоклассников к школе
Цель социально - педагогической деятельности – создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений). Цель может быть достигнута за счёт последовательного решения педагогическим ко ...
Экспериментальная проверка предлагаемой методики
Обучение иностранному языку, как известно, имеет целью привитие учащимся практических навыков и умений, для чего, в первую очередь, необходимо обеспечить в памяти прочность сохранения полученных знаний. Одной из особенностей учащихся средних классов является неустойчивость внимания, неумение сосред ...
Методологические основы социализации младших
школьников
социализация воспитание школьник возрастной Мы изучили ряд программ направленных на совершенствование условий социализации младших школьников, что позволило нам обобщить методологические основы программ данного направления. Цель программы: Создать педагогические и социально- психологические условия ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.