Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Говоря о содержании сюжетно-ролевой игры, следует различать ее сюжет и содержание. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. На сюжеты игр решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Действительность, в которой живет и с которой сталкивается ребенок, может быть условно разделена на две взаимно связанные, но вместе с тем различные сферы. Первая – это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая – это сфера деятельности людей, сфера труда и отношений между людьми, в которые они вступают и в которых находятся в процессе деятельности.[37]
Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от конкретных условий жизни, от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением его кругозора.[26].
Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в жизнь взрослых.[37]. Характер отношений между людьми, которые воссоздаются в игре, может быть различным. Это и отношения сотрудничества, взаимной помощи, заботы и внимания людей друг к другу; но это могут быть и отношения властвования, враждебности, грубости и т. д. Здесь все зависит от конкретных социальных условий жизни ребенка.
Итак, содержанием развернутой, развитой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек – предмет, а человек – человек.
А так как воссоздание, а тем самым и освоение этих отношений происходят через роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок, то именно роль и органически связанные с ней действия и являются единицей игры.
Определив, что основной единицей игры является роль, Эльконин, наблюдая за развитием роли в игре и отношением ребенка к выполняемой роли, выделил четыре уровня сюжетно-ролевой игры [37] (табл. 1).
Основным источником обогащения содержания детских игр являются представления детей об окружающей действительности, если таких представлений нет, то игра не может осуществиться. Вместе с тем, став в положение действующего лица в игре, приняв определенную роль, ребенок вынужден выделять из действительности те действия и отношения взрослых, которые необходимы для решения игровой задачи. Содержание роли развивается именно в связи с характером такого выделения и идет от вычленения внешних предметных действий, к вычленению его отношений с другими людьми.[33].
Целью коррекционной работы является создание оптимальных условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, а также формирование его личностных качеств.[13].
Таблица 1. - Уровни развития сюжетно-ролевой игры (по Д.Б. Эльконину)
Показатель игры |
1 уровень |
2 уровень |
3 уровень |
4 уровень |
Основное содержание игры |
Бытовые действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры |
В действия х с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному |
Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. |
Выполнение действий, связанных с отношением к другим участникам игры. |
Характер игровой роли |
Бытовые действия с определенными предметами, направленные на соучастника игры |
В действия х с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному |
Выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. |
Выполнение действий, связанных с отношением к другим участникам игры. |
Характер игровых действий |
Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. |
Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. |
Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны. |
Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность реальных действий. Ярко выделены действия, направленные к другим персонажам игры. |
Характер игровых действий |
Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. |
Логика действий соответствует их последовательности в реальной действительности. Расширяется число действий и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. |
Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны. |
Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность реальных действий. Ярко выделены действия, направленные к другим персонажам игры. |
Особенности представлений о геометрических фигурах и форме предмета у
старших дошкольников
Исследуя особенности восприятия геометрических фигур детьми А.А. Столяр приходит к вводу, что геометрическое мышление" вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии "геометрических знаний" у детей прослеживается несколько различных уровней. Первый уровень характеризуе ...
Описание деятельности
Задачами нашей практической деятельности было: 1. Создание условий для возникновения (развития) сюжетно-ролевой игры посредством выстраивания игрового взаимодействия педагога с детьми и детей друг с другом. 2. Предоставление детям опыта сюжетно-ролевой игры таким образом, чтобы ребенку открывался н ...
Социально-педагогическая деятельность с семьёй по
профилактике девиантного поведения подростков
Анализ международных документов по проблеме профилактики и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних. Позволяет определить направления, содержание, методы и формы такой работы с несовершеннолетними с девиантным поведением. Согласно Конвенции о правах ребенка к несовершеннолетним должны п ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.