Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Необходимым условием построения оптимального учебного процесса является конкретное и научно обоснованное определение содержания понятия "компьютерная грамотность". В настоящее время такого определения не существует. Приведем примеры определения компьютерной грамотности.
Компьютерная грамотность - владение навыками использования средств вычислительной техники; понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества
Грамотность компьютерная - часть технологического образования. В структуру входит: знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных систем и владение их основными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.
Мнения специалистов не только значительно различаются, но и нередко противоречат друг другу.
Одна из причин трудности определения компьютерной грамотности состоит в том, что это понятие имеет несколько аспектов, каждый из которых заслуживает отдельного рассмотрения. Необходимо различать следующие виды компьютерной грамотности:
а) Бытовая компьютерная грамотность. В самом ближайшем будущем ожидается широкое использование вычислительной техники в быту: микропроцессоры, встроенные в различные устройства, автоматизация сферы обслуживания. Пользователем бытовых компьютеров станет практически каждый. Необходимая для этого "грамотность" состоит в приобретении практических навыков обращения с бытовыми устройствами нового типа. Пожалуй, впервые обязательное обучение навыкам работы со сложной техникой выступает как задача общеобразовательной школы. В настоящее время эта задача далека от своего решения. Преподаватели часто рассчитывают на то, что необходимые навыки сформируются у школьников в процессе обучения сами собой. Однако практика показывает, что необходима разработка специальных дидактических приемов. Психологические аспекты решения указанной задачи состоят в изучении и использовании закономерностей развития сенсомоторных навыков работы за дисплеем, а также оптимизации процесса практического усвоения школьниками адекватной функциональной структуры компьютерных средств (для этого может быть полезным применение правильно выбранных метафор).
б) Профессиональная компьютерная грамотность. С использованием вычислительной техники будет связано все большее количество профессий, однако характер этого использования в разных профессиях будет различным — от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств. Поэтому содержание профессиональной компьютерной грамотности является специфическим для каждой профессии.
Школа может сыграть важную роль в обеспечении профессиональной компьютерной грамотности значительной части учащихся. Во-первых, многие школьники овладевают в рамках трудового обучения массовыми профессиями, связанными с работой на ЭВМ и базирующимися на среднем образовании. Во-вторых, следует обратить особое внимание на отбор и подготовку одаренных школьников для дальнейшей специализации в области информатики и вычислительной техники: компьютеризация общества означает повышение требований не только к массовой "грамотности", но и к уровню квалификации научных и инженерно-технических кадров.
в) Овладение компьютером как интеллектуальным средством. Персональные ЭВМ в недалеком будущем станут для многих людей средством, обеспечивающим доступ к различной информации, создание текстов, изображений и звуковых образов, личных банков данных. Формирование необходимой для этого компьютерной грамотности состоит в том, чтобы превратить ЭВМ в своего рода внешний орган мышления и памяти, которым можно свободно и эффективно пользоваться при решении широкого круга задач. При организации учебного процесса по курсу информатики в школе необходимо учитывать прежде всего данный аспект.
Методы оценки надежности
Как уже говорилось выше, надежность теста характеризует степень устойчивости результатов тестирования каждого испытуемого. Методы оценки надежности заключаются в вычислении коэффициента надежности разными способами. Метод 1 – метод половинного деления. Тест делится на две равные части и подсчитывае ...
Методика практического использования ролевой игры
Теперь перейдем к краткому рассмотрению периодов подготовки, проведения и подведения итогов отдельной ролевой игры, ориентируясь при этом на традиционное распределение учебного (языкового и речевого) материала по темам – тематическое планирование. Н. Д. Гальская и Н. И. Гез отмечают, что ролевая иг ...
Возрастные и индивидуальные особенности школьников юношеского возраста
Воспитание и обучение в семье и школе направлено на то, чтобы новые поколения, усваивая общественно-исторический опыт, вместе с тем были подготовлены к объективно сложившимся требованиям, которые общество на его современном этапе и с учетом перспективы предъявляет к своим членам. Эти требования охв ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.