Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Поражение головного мозга при ДЦП приводит к тому, что корковые мозговые структуры созревают неравномерно и в замедленном темпе, что служит причиной изменений личности по типу психического инфантилизма – особого вида нарушения развития, в основе которого лежит незрелость мозговых систем. Признаком психического инфантилизма считается недоразвитие высших форм волевой деятельности. В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием настоящей минуты. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и подчиняться требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо: для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности. Все эти особенности составляют в совокупности феномен «школьной незрелости».[24].
Известно, что у детей с особенностями развития в раннем возрасте имеет место недостаточность двух ключевых факторов развития:
1. Общения с другими людьми, как со взрослыми, так и со сверстниками. Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками, но большинство детей с проблемами в развитии обычно лишены таких контактов. А дети с тяжелыми формами ДЦП зачастую вообще лишены обычного детского опыта общения. Они не имеют возможности играть и общаться с другими детьми из-за ограниченности передвижения. В большинстве случаев они не посещают детский сад, не учатся в школе, круг их общения ограничен в основном только родителями и близкими родственниками, медперсоналом и социальными работниками. Дети с менее тяжелыми отклонениями в развитии посещают специальные детские учреждения, где они общаются с детьми, имеющими те же проблемы в развитии.
2. Недостаточности предметной деятельности. Пребывание детей с ограниченными возможностями в замкнутом социальном окружении ведет к приобретению искаженного социального опыта, неполного представления об окружающем мире и о своем месте в этом мире. У них резко ограничен социальный опыт, а это, в свою очередь, ведет в дальнейшем к нарушению совместной деятельности со сверстниками.[35].
У нормально развивающихся дошкольников при соответствующем воспитании и обучении к концу дошкольного возраста имеются все необходимые предпосылки для установления со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, основанных на совместном выполнении деятельности.[33].
Низкий уровень интереса к окружающему миру и недостаток восприятия у детей с ДЦП находит свое выражение в том, что они не могут самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в более детальном ее разъяснении, чем нормально развивающиеся сверстники. Без специального корректирующего воздействия особенные дети своевременно не овладевают типичными видами детской деятельности, в нашем случае – игровой.[29]. Как известно, недоразвитие всех видов детской деятельности накладывает отпечаток на психическое развитие ребенка в целом. А несформированность игровой деятельности ведет к тому, что ребенок проживает дошкольный возраст неполно и, следовательно, у него не формируются необходимые предпосылки психологической готовности к школьному обучению.
Л.С. Выготский пишет, что необходимо ввести ребенка с проблемами в жизнь и создать компенсацию его физического недостатка. Нарушение социальной связи должно быть налажено каким-то другим путем. И в качестве главного принципа коррекционной работы Выготский выделяет следующий: преодоление и компенсация соответствующих дефектов, и ориентация не столько на недостаток и болезнь, сколько на норму и на здоровье, сохранившееся у ребенка.[11].
Социальная психология
В методике преподавания социальной психологии не может не учитываться относительная молодость этой науки. Первые упоминания о ней относятся к началу нашего века, когда первые попытки создания социально-психологической теории предпринимались представителями психологической школы в социологии (Г. Тар ...
Особенности системы высшего образования в Японии
В Японии около 600 университетов, включая 425 частных. Общая численность студентов превышает 2,5 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году, имеет 11 факультетов), университет Киото (1897 год, 10 факультетов) и университет в Осаке (1931 ...
Инновационные методы формирования коммуникативных умений учащихся на уроках
коммуникативный школьник речевой инновационный В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой общественностью. Искусственное насаждение средствами массовой информации «американизмов», нав ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.