Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В подростковом возрасте каждый стоит перед выбором профессии. Каждый пятый подросток расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Подростка манят десятки профессий, разобраться в таком разнообразии нелегко. Поэтому перед тем как разрабатывается программа, курс профориентационной работы с подростками. Особое внимание следует уделять изучению психолого-педагогических особенностей подросткового возраста.
Изучение индивидуально-личностных особенностей учащихся, их способностей, интересов и наклонностей поможет педагогу эффективно спланировать учебный процесс, дифференцированно подходить к каждому своему ученику. Такое изучение осуществляется, как правило, эмпирическим путем, то есть в процессе общего учета успеваемости. Наблюдение за поведением в учебное и внеучебное время, его отношением к труду также дают возможность педагогу составить определенное мнение о личности школьника (9).
Одна из существенных особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по - разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменении, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость нервной системы подростка. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т. п. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.
Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. Но подростки ни социально, ни психологически еще не готовы правильно решать эти проблемы (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешать возникающие внутренние противоречия. Правда, в ряде случаев взрослые имеют мало возможностей для помощи подростку. Так, в подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Естественно, что «обеспечить» своего ребенка другом родители просто не в состоянии. Это может и должен сделать только он сам.
Д.Б. Эльконин отмечает, что подростковый возраст это период с 11 до 15 лет. Ведущая деятельность - общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно - организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни (11).
В подростковом возрасте существует устойчивая тенденция детей к самостоятельности, самоутверждению, самореализации, что ведет к укреплению и углублению стремления растущих людей участвовать в социально признаваемых и социально одобряемых, общественно полезных делах, обеспечивающих занятие социально значимой позиции. Именно эта тенденция имеет определяющее значение в развитии социальной активности подростка, актуализируя психологическую роль полезной обществу неоплачиваемой деятельности как условия развития его социальной сущности. С другой стороны, эта тенденция не находит достаточного отражения в мотивах участия части подростков в социально важных делах в общественном утверждении.
Между тем определяющая роль такой деятельности в социальном развитии ребенка на этой ступени онтогенеза обусловливается потребностью подростка активно участвовать в жизни общества, в утверждении себя как социально выраженной личности. Именно эта деятельность, как показали наши многолетние теоретические и опытно-экспериментальные исследования, создает особое психологическое состояние подростка, обеспечивая формирование соответствующего мотива. Ее построение предполагает создание соответствующих условий, соблюдение определенных принципов и требований, таких как принципы общественной оценки, всеобщности, целенаправленности, систематичности, преемственности, усложнения и взаимосвязи, равного вовлечения детей, четкого организационного построения, перспективности и др.
В процессе специально формируемой развернутой социально полезной деятельности, участвуя в которой подросток осознает себя и признается окружающими как равноправный член общества, создаются оптимальные условия для реализации потребности в социальном признании, для усвоения социально значимых ценностей. Самоутверждение себя как личности, самоопределение происходит у подростка в значимой для всех, постоянно усложняющейся деятельности, где он получает удовлетворение, от сознания своей социальной ценности. В такой деятельности происходит развитие адекватного ей мотива — от Желания подростка показать, проявить себя, когда другие, выступают лишь средством удовлетворения этого желания, до мотива привнести пользу другим людям, где другие выступают целью его деятельности. Поэтому именно развернутая социально признаваемая и социально одобряемая деятельность, где разные ее виды (учебная работа, физический труд, художественное творчество, спортивные, организационные дела и др.) объединены, приобретает ведущее, значение в психическом развитии подростков, включая их в качественно новые отношения с обществом, аккумулируя общественную сущность ребенка. При этом личность формирует не само по себе участие в такой деятельности, а позиция растущего человека как самостоятельного и ответственного участника этой деятельности (5).
Межпредметность – современный принцип обучения
Отбор содержания межпредметного характера определяет выбор форм организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют обобщению, синтезу знаний, комплексному раскрытию учебных проблем. Как правило, это комплексные формы обучения (семинары, экскурсии, конференции, домашние задания, обобщ ...
Опытно-экспериментальная проверка влияния лингвострановедческого аспекта на
мотивацию изучения иностранного языка учащимися
Следующим этапом нашего исследования является проведение экспериментальной работы по проверке эффективности использования ЛСА в процессе обучения ИЯ в общеобразовательной школе. Проблема, связанная с преподнесением текстов лингвострановедческого характера весьма актуальна. Непонимание текстов лингв ...
Состояние проблемы формирования речи-описания у
детей в теории дошкольного воспитания
Анализ педагогической литературы по вопросам обучения детей описательной речи показывает, что данная проблема давно интересует исследователей. Несмотря на различия в подходах обучению и методическом решении, все исследователи единодушно подчеркивают роль организации специальных занятий в становлени ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.