Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В последнее десятилетие наибольшую известность и популярность получила ещё одна модель коррекционно-педагогической работы с детьми ДЦП – кондуктивная педагогика. Это направление возникло в Венгрии в конце 40-х гг. прошедшего столетия и получило распространение во всём мире. Метод кондуктивной педагогики разработан Андрашем Петё в 1945-1967гг., а в дальнейшем развито школой М.Хари. В настоящее время кондуктивная педагогика считается одной из наиболее эффективных методик для преодоления двигательных нарушений у детей с ДЦП, не имеющих выраженных отклонений в психическом развитии.
Термин «кондуктивная педагогика» означает «обучение, организуемое кондуктором». В основе метода – системный педагогический подход к формированию функций, в котором основное внимание уделено медико-педагогической коррекции, направленной на выработку самостоятельной активности и независимости ребёнка. Кондуктор – специалист, знающий проблемы медицины, педагогики, лечебной физкультуры, логопедии, психологии. Он является единственным специалистам, работающим с ребёнком. Педагог-кондуктор, занимаясь с детьми в течение всего дня, уделяет внимание тренировке движений, речи, психики, эмоциональных реакций. Совместно с врачом он оценивает двигательные возможности ребёнка и сам определяет пути их коррекции. Его основная цель – преодоление двигательной, речевой и психической недостаточности путём воспитания, развития задержанных и коррекции нарушенных функций. Для этого ребёнок, начиная с того момента, когда он утром открывает глаза, должен постоянно осознавать и поэтому целенаправленно производить каждое движение, необходимое для того, чтобы встать с постели, умыться, совершить туалет, позавтракать, передвигаться по комнате и т.д. Кондуктор помогает ему с помощью своеобразного аутотренинга расслабиться, принять нужное для каждого двигательного комплекса исходное положение. В этот момент ребёнок напевает мелодии, помогающие ему расслабиться. Затем, переходя к активному движению и овладевая им, он словесно комментирует все свои действия. Например, говорит: «Я стою», «Я иду», «Я беру ложку» и т.д. Это активное осознание каждого производимого движения, постоянно закрепляемое сильнейшим раздражителем – словом, чрезвычайно действенно отражается на стимуляции двигательной активности и расширении двигательных возможностей.
Чрезвычайно большое значение приобретает постоянный положительный эмоциональный фон. Кондуктор, помогая ребёнку выполнить движение, указывает ему на его достижения и на дальнейшие возможности развития осваиваемого двигательного комплекса, поощряет его за сделанное. Так, если ребёнок начал стоять, кондуктор хвалит его за это, говорит, как хорошо, красиво он стоит, теперь он может гораздо больше увидеть вокруг, посмотреть и на то, что делается за окном. А затем ему нужно научиться передвигать ноги, и он будет ходить, бегать, играть. При выполнении того или иного задания кондуктор стремится вызвать максимальную эмоциональную реакцию ребёнка, разговаривая с ним в спокойном тоне, поощряя его за минимальный достигнутый успех, побуждает к повторению, ставя в пример другим детям его результаты. Кондуктор никогда не делает замечаний конкретному ребёнку, а обращается с ними ко всей группе. Он старается не давать указаний или приказов по выполнению того или иного движения. Жёсткие указания: «Сделай так», «сделай вот так» - в системе кондукции отсутствуют. Кондуктор стремится пробудить в ребёнке активность, мотивацию, опираясь на ориентировочные реакции с учётом задержанной, но не окончательно нарушенной системы врождённых двигательных рефлексов. Примером этого подхода может послужить предложение кондуктора детям, которым никак не удаётся освоить первые шаги с помощью костылей, посмотреть в окно, как красиво падает снег, и подумать, достаточно ли его для того, чтобы кататься на санках. Включение положительной эмоциональной реакции пробуждает и поддерживает желание начать передвигаться, как другие дети.
Проблема самостоятельности в трудах отечественных и зарубежных психологов и
педагогов
Во введении аргументирована актуальность темы исследования, определены его цель и задачи, обоснован выбор предмета и объекта исследования, указаны теоретико-методологические основы и методы исследования, сформулирована проблема исследования, раскрыты его научная новизна, теоретическая и практическа ...
Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции
школьника
Личностная готовность характеризуется наличием у ребенка желания учиться. Но необходимо различать желание пойти в школу и желание учиться. Ребенок может хотеть в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права и обязанности, однако это еще не значит, что он осознал важность учебы и ...
Социальная психология
В методике преподавания социальной психологии не может не учитываться относительная молодость этой науки. Первые упоминания о ней относятся к началу нашего века, когда первые попытки создания социально-психологической теории предпринимались представителями психологической школы в социологии (Г. Тар ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.