Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Рассмотрим сначала факторы риска наркотизации, относящиеся к макросоциальному уровню. По мнению ряда авторов, в социальном плане факторы риска наркотизации этого уровня являются решающими, «поскольку деформации на микросоциальном, а во многом и на индивидуально-психологическом уровнях, связаны с социальными кризисами и другими социальными явлениями в рамках общества».
Обозначим наиболее значимые, по мнению исследователей, ма-кросоциальные факторы риска:
ухудшение социально-экономической ситуации в стране; ценностный плюрализм; доступность алкоголя; мода на употребление алкоголя(в частности пива);
несовершенство законодательных норм в отношении употребления алкоголя и наркотиков, а также несоблюдение существующих антинаркотических законов; традиции общества, связанные с употреблением алкоголя.
Рассмотрим теперь микросоциальные факторы риска, относящиеся к опыту жизнедеятельности в трех наиболее значимых для ребенка общностях — в семье, в учреждении образования, среди сверстников.
Значимыми факторами риска алкоголизации возникающими в семье являются:
несоблюдение членами семьи социальных норм и правил;
неправильные воспитательные методы: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений), завышенные требования родителей (чаще матери) к ребенку;
воспитание одним родителем (в неполной семье); наличие хронических семейных конфликтов; постоянная занятость родителей; раннее асоциальное поведение; академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах; конфликтные отношения со сверстниками и педагогами.
В среде сверстников могут проявляться такие факторы риска, как:
наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением;
отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками;
одобрение употребления алкоголя в ближайшем окружении ребенка или подростка;
наличие в ближайшем окружении ребенка лиц, употребляющих алкогольные напитки.
Подводя некоторый итог, можно отметить, что риск приобщения ребенка и подростка к употреблению алкоголя может иметь как внутренние причины (биофизиологические, индивидуально-психологические факторы риска), так и внешние (микро- и макросоциальные факторы риска). Вероятность приобщения к алкоголю определяется всей совокупностью (комплексом) воздействующих условий.
Знание конкретных факторов риска позволяет выявить среди детей и подростков группы повышенного риска (при определении степени риска особое значение имеют биофизиологические и формирующиеся на их основе индивидуально-психологические факторы). Кроме того, приведенные выше факторы определяют цели и задачи антиалкогольной работы в образовательном учреждении. Иными словами, профилактика злоупотребления алкоголем в школе направлена на снижение влияния факторов риска и укрепление защитных факторов.
Рассмотрим теперь факторы защиты
от возможной наркотизации.
Защитные факторы — это условия, препятствующие злоупотреблению алкогольными напитками.
Как оказалось, защитных от алкоголизации факторов гораздо меньше, чем факторов риска и их перечень с точки зрения социального, биологического и психологического аспектов жизнедеятельности человека не может быть определен так четко и однозначно, как перечень факторов риска.
Обобщая данные отечественных и зарубежных авторов, рассмотрим внутренние и внешние защитные факторы, проявляющиеся на уровне личности и на уровне наиболее значимых общностей, в которые входит ребенок.
Начнем с личностных защитных факторов. Их можно объединить в две группы. Первую группу защитных факторов составляют условия гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации, другую — специфические антиалкогольные установки, получившие также название внутриличностный антиалкогольный барьер.
Гармоничное развитие личности, безусловно, тоже выступает как защитный фактор по отношению к возможности алкоголизации.
Система оплаты труда педагогов
В соответствии со ст. 54 Закона РФ "Об образовании" заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником образовательного учрежд ...
Стартовые возможности школьников
Общеизвестно, что готовность ребенка к обучению в школе – важный показатель, который обязательно отслеживается психологом школы. В первый класс МОУ СОШ № 6 в 2005-2006 учебном году пришло 73 школьника, из них 14 % имеют высокий уровень развития, 58 %-средний уровень, а оставшиеся 28 % - низкий уров ...
Динамика уровня сформированности речевой компетентности на заданном уровне
По окончании формирующего результата был проведен итоговый срез, аналогичный констатирующему срезу. Тест. 1. Впиши пропущенные слова. Глагол – это часть речи которая обозначает и отвечает на вопросы ? ?… 2. Среди данных слов подчеркни только глаголы. Ручка, смотрит, ветерок, ласковый, ломать, читаю ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.