Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Факторы риска злоупотребления алкоголя и защитные факторы

Материалы » Деятельность социального педагога по профилактике алкогольной зависимости » Факторы риска злоупотребления алкоголя и защитные факторы

Страница 2

Рассмотрим сначала факторы риска наркотизации, относящиеся к макросоциальному уровню. По мнению ряда авторов, в социальном плане факторы риска наркотизации этого уровня являются решающими, «поскольку деформации на микросоциальном, а во многом и на индивидуально-психологическом уровнях, связаны с социальными кризисами и другими социальными явлениями в рамках общества».

Обозначим наиболее значимые, по мнению исследователей, ма-кросоциальные факторы риска:

ухудшение социально-экономической ситуации в стране; ценностный плюрализм; доступность алкоголя; мода на употребление алкоголя(в частности пива);

несовершенство законодательных норм в отношении употребления алкоголя и наркотиков, а также несоблюдение существующих антинаркотических законов; традиции общества, связанные с употреблением алкоголя.

Рассмотрим теперь микросоциальные факторы риска, относящиеся к опыту жизнедеятельности в трех наиболее значимых для ребенка общностях — в семье, в учреждении образования, среди сверстников.

Значимыми факторами риска алкоголизации возникающими в семье являются:

несоблюдение членами семьи социальных норм и правил;

неправильные воспитательные методы: гиперопека, гипоопека, противоречивое воспитание (отсутствие устойчивой системы наказаний и поощрений), завышенные требования родителей (чаще матери) к ребенку;

воспитание одним родителем (в неполной семье); наличие хронических семейных конфликтов; постоянная занятость родителей; раннее асоциальное поведение; академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах; конфликтные отношения со сверстниками и педагогами.

В среде сверстников могут проявляться такие факторы риска, как:

наличие в ближайшем окружении ребенка или подростка лиц с девиантным поведением;

отчуждение или конфликтные взаимоотношения со сверстниками;

одобрение употребления алкоголя в ближайшем окружении ребенка или подростка;

наличие в ближайшем окружении ребенка лиц, употребляющих алкогольные напитки.

Подводя некоторый итог, можно отметить, что риск приобщения ребенка и подростка к употреблению алкоголя может иметь как внутренние причины (биофизиологические, индивидуально-психологические факторы риска), так и внешние (микро- и макросоциальные факторы риска). Вероятность приобщения к алкоголю определяется всей совокупностью (комплексом) воздействующих условий.

Знание конкретных факторов риска позволяет выявить среди детей и подростков группы повышенного риска (при определении степени риска особое значение имеют биофизиологические и формирующиеся на их основе индивидуально-психологические факторы). Кроме того, приведенные выше факторы определяют цели и задачи антиалкогольной работы в образовательном учреждении. Иными словами, профилактика злоупотребления алкоголем в школе направлена на снижение влияния факторов риска и укрепление защитных факторов.

Рассмотрим теперь факторы защиты

от возможной наркотизации.

Защитные факторы — это условия, препятствующие злоупотреблению алкогольными напитками.

Как оказалось, защитных от алкоголизации факторов гораздо меньше, чем факторов риска и их перечень с точки зрения социального, биологического и психологического аспектов жизнедеятельности человека не может быть определен так четко и однозначно, как перечень факторов риска.

Обобщая данные отечественных и зарубежных авторов, рассмотрим внутренние и внешние защитные факторы, проявляющиеся на уровне личности и на уровне наиболее значимых общностей, в которые входит ребенок.

Начнем с личностных защитных факторов. Их можно объединить в две группы. Первую группу защитных факторов составляют условия гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации, другую — специфические антиалкогольные установки, получившие также название внутриличностный антиалкогольный барьер.

Гармоничное развитие личности, безусловно, тоже выступает как защитный фактор по отношению к возможности алкоголизации.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Причины и последствия подросткового алкоголизма
Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций алкоголизм – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и посл ...

Рекомендации по коррекции специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития
Проведя констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента, мы поняли, что даже после коррекционного обучения сохраняется процент детей со стойкими, частотными специфическими ошибками, которым не достаточно обучаться по предложенной нами программе в ограниченный экспериментальный период. ...

Знания и умения, необходимые для овладения педагогической техникой
Педагогическая техника рассматривается как комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Педагогическая техника включает умения управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Основой педагогической техники является профес ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru