Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению

Материалы » Формирование интеллектуальной готовности к обучению в школе » Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению

Страница 2

Одним из основных критериев интеллектуальной готовности к школе является развитие произвольного внимания. Шестилетний ребенок может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но у него практически еще не сформировано произвольное внимание, которое обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не интересно (Л.С. Выготский, 1991). Трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале школьного обучения, связаны именно с недостаточностью развития внимания, поэтому о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению в школе.

Характеристика памяти у детей шести лет аналогична характеристике внимания. Ребенок легко и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей яркостью, необычностью, то есть то, что непосредственно интересно для него. Это и есть непроизвольная память. Как и в случае с вниманием, для учебной деятельности ребенку необходима произвольная память. В первые же дни школьной жизни он должен запоминать правила поведения, постоянно помнить их и вести себя согласно этим правилам. Ученик должен запомнить то, что ему надо сделать дома и т.д. Для того, чтобы ребенок хорошо усваивал школьную программу, необходимо, чтобы он располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала (Р.С. Немов, 2001).

В возрасте шести лет ребенок должен быть на стадии наглядно-образного мышления. В этом случае он может понимать и выполнять действия, не используя рук. Их заменяет глаз, но необходимость во внешних предметах сохраняется. Обобщения производятся детьми этого возраста обычно на основе внешних, легко воспринимаемых признаков или признаков функциональных. К школе у ребенка должны появиться задатки логического мышления, которое характеризуется тем, что ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме (Д.Б. Эльконин, 1966).

При поступлении в школу должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике нередко сталкиваются с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков (Л.И. Божович, 1968).

К таким индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, т.к. они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся в частности, в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. В начальный период учебной работы с такими детьми следует прежде всего опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных (Н.Ф. Талызина, 1998).

К шести годам у ребенка достаточно хорошо развита речь. Дети в практике общения уже усвоили грамматику родного языка, правильно строят свою речь, но делают это чисто интуитивно. В этом возрасте ребенок должен уметь произвести звуковой анализ слова (развитие фонематического слуха), т.к. расчленение слова на составляющие его звуки и указание порядка этих звуков в слове имеют первостепенное значение для обучения детей чтению и письму. Речевая готовность детей к школьному обучению проявляется также в их умении пользоваться словом для произвольного управления своим поведением и познавательными процессами (Н.Н. Поддъяков, 1988).

Таким образом, готовность к школе имеет многокомпонентную структуру, которая требует комплексных психологических исследований. Одно их основных мест занимает такой компонент как интеллектуальная готовность, который определяется уровнем развития наглядно-образного мышления и основ логического мышления, перцептивной сферы, связной речи, мелкой моторики рук и сенсомоторной координации.

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Применение лингвострановедческого аспекта на уроках иностранного языка на основе использования учебно-методического комплекса
Считаем необходимым дать определение понятию "учебно-методический комплекс" и показать его структуру. Учебно-методический комплекс (УМК) – это целостный набор учебных и методических материалов для педагога и обучающихся, позволяющий решать учебно-воспитательные задачи и создавать условия ...

Технология проблемного обучения географии
По вопросам проблемного обучения ведутся острые дискуссии. Одни авторы определяют проблемное обучение как новый тип обучения, другие – как метод (Оконь), относят к категории принципа (Кудрявцев). Проблемное обучение– это дидактический подход к учитывающей психологической закономерности самостоятель ...

Содержание работы с подростками по профилактике алкогольной зависимости
Профилактика - система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней. «Цель профилактической работы – создание в молодежной сре ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru