Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Принципы таковы: 1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении. 2. Принцип обучения на высоком уровне трудности. 3. Принцип обучения быстрым темпом. 4. Принцип осознания школьниками процесса учения. 5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых.
Совокупность принципов дидактической системы реализуется в содержании начального образования и в методике обучения по всем предметам.
В 60 годы лабораторией Л.В.Занкова были разработаны программы и методика начального обучения. Экспериментальная система повлияла на обучение не только в начальной школе. Исследования по развивающему обучению имеются у других дидактов: Н.А.Менчинской, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной. Они показали возможности дидактики средней школы строить процесс обучения как развивающий, используя ряд методов и приемов в организации учебной деятельности.
Технология обучения (педагогическая технология) - новое (с 50 годов) направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов.
В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебным процессом, проектирования и воспроизводимости обучающего цикла. Традиционное обучение характеризуется неопределенностью постановки целей, слабой управляемостью учебной деятельностью, невозможностью повторения обучающих операций, слабостью обратной связи и субъективностью оценки достижения целей.
Специфические черты технологии обучения: - разработка диагностично поставленных целей обучения; - ориентация всех учебных процедур на гарантированное достижение учебных целей; - оперативная обратная связь, оценка текущих и итоговых результатов; - воспроизводимость обучающих процедур.
Концепция полного усвоения дает высокие результаты, но имеет ограничения: так изучается материал, поддающийся членению на единицы, последовательно связанные (математика, грамматика, естествознание); усвоение происходит в основном на репродуктивном уровне. Для перехода от репродуктивных умений к поисковым предлагается такой вариант обучения. 1. Сообщение необходимых знаний. 2. Формирование умений на репродуктивном уровне. 2.1. Демонстрация деятельности в целом и по элементам (это можно совместить с сообщением знаний по принципу "демонстрация+объяснение"). 2.2. Организация отработки умения в упрощенных условиях. 2.3. Организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью и положительной оценкой учителя. 3. Переход к поисковой, продуктивной фазе. 3.1. Организация проблемных ситуаций - решение конкретных задач, имитационное моделирование. 3.2. Обязательный анализ учащимися своей деятельности с учителем и группой.
Перечисленное выше относится к достоинствам технологии обучения, однако имеются и недостатки. К ним относится ориентация на обучение репродуктивного типа, своего рода натаскивание, а также неразработанность мотивации учебной деятельности, игнорирование личности, ее внутреннего мира. Грубо говоря, для воспроизводимого учебного процесса лучший ученик - робот, а учитель - компьютер.
Технология обучения дала толчок развитию "практической" дидактики - созданию обучающих систем, готового продукта, пакета документов и средств, дидактических и технических, позволяющих учителю "среднего" уровня давать высокие результаты. В пакет документов могут входить: цели и содержание обучения по определенной дисциплине, обучающие операции, тестовые задания на всех этапах обучения. Поскольку современные технологии ориентируются на использование компьютера в обучении, то основу пакета документов должен составлять программный продукт - дискета со всеми материалами для реализации процесса обучения. На основе технологии обучения развивается модульное обучение и применение технических средств обучения: от простейшего компьютера с обучающей программой до сложных телекоммуникационных систем.
Системное психологическое сопровождение младших школьников
Между тем, учеными, занятыми проблемой школьной жестокости и насилия, отмечен рост агрессивности и в учительской среде. Самой распространенной агрессивной реакцией учителей признана вербальная – речевая агрессия. Многочисленные опросы и беседы с учителями показывают, что одной из причин агрессивнос ...
Знания и умения, необходимые для овладения педагогической техникой
Педагогическая техника рассматривается как комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Педагогическая техника включает умения управлять собой и взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Основой педагогической техники является профес ...
Особенности развития памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями
речи
В процессе обучения в специальной речевой школе большое внимание уделяется развитию у детей памяти, чтобы она, как указывал Д.Б.Эльконин, становилась мыслящей. Установлено, что во время урока физкультуры дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в подвижные игры. Хорошим стимулом д ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.