Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Теоретические способности предполагают склонность человека к абстрактно – теоретическим размышлениям. Практические способности предполагают склонность человека к конкретным, практическим действиям. Часто они сочетаются друг с другом. Одна и та же способность может быть разной по степени развития.
Высокий уровень развития способностей, обеспечивающий выдающиеся успехи в том или ином виде деятельности определяется как талант.
Гениальность – высший уровень развития способностей, делающий человека выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.
По исследованиям И.П. Павлова человек может принадлежать к одному из трех типов: художественному, мыслительному, промежуточному типу, что определяет в значительной степени особенности его способностей.
Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип; второй сигнальной системы – мыслительный тип; примерное равное их представительство – средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно - логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.
Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного – преобладание абстракций, логических построений.
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одни из них могут быть более значительными, чем другие. В то же время у разных людей могут быть одни и те же способности, но различающиеся по уровню развития.
Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями, а своеобразным для каждого человека сочетанием способностей, характеризующим его как личность.
Успех в овладении какой-либо деятельностью может достигаться различными путями. Недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение деятельности.
Выделяют конструктивные, организаторские, коммуникативные компоненты педагогической деятельности. Педагог должен обладать соответствующими способностями.
Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебно–воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности и эффективно воздействовать на каждую личность.
Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понять каждого ученика.
Общительность, коммуникабельность – это не только потребность в общении, но и чувство удовлетворения от самого процесса общения, сохраняющее работоспособность. Коммуникабельность помогает развитию перцептивных способностей, таких как профессиональная зоркость и наблюдательность.
Способность наблюдать – сложное качество. Она проявляется не только в умении видеть, слышать, но и в наличие интереса к тому, на что направлено наше внимание, а также в интенсивной работе ума по переработке информации.
Быть мастером – значит предугадывать ход педагогического процесса, т.е. владеть педагогическим чутьем. Такая способность может быть развита, однако ее формирование требует определенных усилий.
Кроме того, наряду с выделенными способностями, в литературе выделяют такие способности учителя, как
- способность к творчеству, или креативные способности,
- рефлексивно – аналитические способности, т.е. способность педагога анализировать и оценивать свою деятельность, определять положительные и отрицательные стороны своей деятельности, делать выводы и учитывать их при дальнейшей организации собственной деятельности;
- экспрессивно – речевые способности, т.е. способность ясно, четко, последовательно, логично излагать учебный материал, собственные мысли, рассуждения,
- эмоциональная устойчивость, предполагающая владение педагогом собственными эмоциями, переключение и настрой на работу,
- дидактические способности, т.е. способности к организации учебно – воспитательного процесса.
Таким образом, одной из составляющих профессионального мастерства, наряду с профессиональными знаниями и умениями, являются способности педагога, которые необходимо развивать в процессе всей педагогической деятельности. Педагог учится всю жизнь и постоянно повышать профессиональный уровень – это первостепенная задача учителя.
Вопросы педагогического руководства сюжетными играми детей дошкольного
возраста в педагогической литературе
В истории дошкольной педагогики сложилось несколько педагогических подходов к руководству сюжетными играми детей. Первый подход – так называемый традиционный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой. Данный подход сложился в практике дошкольного воспитания по результатам исследований развития дет ...
Характеристика специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой
психического развития
Начальный период обучения грамоте младших школьников с задержкой психического развития представляет собой сложное единство, включающее представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова. Исследование И.Н. Садовниковой [39], Р.И. Лалаевой [21], Р.Е. Левиной [25] ...
Технология педагогической деятельности преподавателя высшей школы
Педагогическая деятельность преподавателя вуза – это творческая деятельность по профессиональной подготовке будущих специалистов и самосозидание. Она выступает средством самореализации и профессионального самоутверждения. Потребность в самовыражении, в личностной самореализации и процессе профессио ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.