Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
1. Включить детей в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ, направленных на творческое выполнение.
2. Выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды труда, т.е. перенос знаний и навыков.
3. Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении новых различных задач, связанных с практической деятельностью.
Исходные принципы.
1. Знания – фундамент творчества. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Творчество не игнорирует знания норм. Наоборот, зная правила, мы можем оценить своеобразие, индивидуальность исполнения и целесообразность отступления от правил. К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющейся у него информации, которую учитель уже сообщил и которую необходимо закрепить на практических занятиях. Ребенка надо учить целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя уже полученные ранее навыки.
2. Строгий отбор учебного материала. За определенное время ученик может усвоить определенное, а не безграничное количество информации, поэтому необходимо строго отобрать сведения, нужные для решения конкретной задачи. Всякая же другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к конечной цели, отодвигает ее достижение на длительное время, снижая эффективность обучения.
3. Многократность повторения по-разному организованного учебного материала. Многократность повторения должна быть, но повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и тоже материала, чтобы не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению. Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах.
4. Разностороннее развитие ученика. Разностороннее развитие ученика резко повышает эффективность обучения, как в скорости изучаемого материала, так и в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике ученика не встречавшиеся.
5. Формирование устойчивых интересов к учению. С интересом младший дошкольник может делать одну и туже работу не более, чем на 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать интерес к труду, надо достаточно часто менять виды работ.
6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. Младший школьник полностью находится по влиянием взрослого. И только под влиянием взрослого, под его руководством ученик сможет создать творческий продукт деятельности.
7. Постоянный контроль учителя за работой ученика. Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под полным контролем учителя, даже если навык уже осмыслен.
8. Индивидуальный подход. Все дети отличаются друг от друга интересами, способностями. Их интересы, способности необходимо учитывать при проектировании процесса обучения.
Именно этими принципами и необходимо руководствоваться при организации и проведении уроков творчества.
Организация уроков творчества предполагала также соблюдение ряда требований, которые также отражены в работах И. П. Волкова.
Требования к урокам и их реализация.
1. Применение межпредметных связей.
2. Связь теории и практики.
3. Поэлементное обучение. Большой объем учебного материала, данный одновременно, учениками младших классов или не усваивается совсем, или усваивается частично, поверхностно. В целях лучшего и более быстрого усвоения, вопросы, выделенные для изучения, включаются в работу поочередно.
4. Периодическое многократное повторение по-разному организованного изучаемого материала.
5. Обучение творчеству.
Таким образом, деятельность учителя – новатора И.П. Волкова направлена на развитие творчества младших школьников через организацию трудовой деятельности в форме «уроков творчества». На этих уроках дети не только получают необходимый круг знаний, умений, но и более успешно продвигаются в общем развитии. Это способствует и проявлению творческих способностей. Успеху обучению благоприятствует постоянное поощрение учителем нестандартного, оригинального решения, целесообразного отступления от образца.
Развитию творческих способностей, содействует также стиль проведения самих уроков: творческая, доброжелательная обстановка.
Таким образом, педагог, организуя творческую деятельность детей, может использовать в своей практике опыт, представленный в трудах И.П. Волкова.
Проблема развития коммуникативных навыков в методической литературе
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речи мыслительной деят ...
Педагогическая техника, ее компоненты
Педагогическая техника — это комплекс умений, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал: «Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым… себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией и косоглазием
Зрительный дефект обусловливает ход психического развития ребенка при отсутствии специального обучения и воспитания, то есть коррекционных методов и средств помощи. Без этого дефект у ребенка может привести к целому ряду вторичных отклонений, сдерживающих процесс социальной адаптации и интеграции д ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.