Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся с использованием всех общепедагогических методов и их сочетаний, но с учетом их коррекционной направленности при обучении детей с нарушением зрения.
Из словесных методов наиболее предпочтительным является беседа. Она может быть вводной и предварять другие виды работ, а также может использоваться для закрепления полученных знаний при повторении пройденного. Беседа должна сопровождаться использованием средств наглядности: реальными предметами, макетами, рельефными изображениями, схемами. На занятиях по социально-бытовой ориентации большое место должно отводиться наглядным методам обучения. Именно наглядность является источником формирования конкретных представлений, материальной основой образного мышления, радикальным средством предупреждения вербализма в обучении детей с нарушением зрения.
При работе со стимульным материалом должна учитываться отличительная особенность детей с амблиопией и косоглазием — это трудность локализации взора на определенном объекте. Следовательно, основной принцип в коррекционной работе с детьми данной категории — увеличение времени экспозиции стимульного материала.
Формированию практических и трудовых навыков и умений непосредственно содействует именно практический метод, так как навыки не могут быть сформированы без самих практических действий ребят, без упражнений и закреплений определенных операций и последующего их превращения в умение. Практическая работа по освоению того или иного навыка включает в себя инструктаж, демонстрацию правильных приемов выполнения действия, повторение детьми этого действия. Практическое освоение навыка может проводиться только после выяснения того, насколько данный навык соответствует возможностям ребенка. Например, нельзя упражнять ребенка в наливании горячего чая в бокал, если он не научился еще наливать холодную воду.
Многие предметы и орудия труда, используемые на занятии, могут быть детям не знакомы. Поэтому первым условием формирования трудового действия является знакомство с объектами труда, а уже потом овладение техническими приемами работы с ними. Педагогу целесообразнее "демонстрировать" последовательность операций или руками того ребенка, кому предметно-практическая деятельность дается труднее, чем остальным. Сначала педагог, проговаривая все производимые действия, выполняет их совместно с тем ребенком, который легко овладевает программным материалом по социально-бытовой ориентации. Затем проводится обучение одновременно уже двух детей: педагог при этом берет самого "трудного" ребенка, а первый из обученных, становясь помощником учителя, — самого "легкого". Ребенку помощнику такое поручение позволяет поупражняться в сопряженных действиях со сверстником. Эти навыки имеют большое компенсаторное значение и очень будут полезны ему как в будущей школьной, так и в будущей самостоятельной жизни. Любая форма педагогического воздействия требует дифференцированного подхода к детям и учета индивидуальных возможностей каждого из них. Поэтому важно так организовать занятия, чтобы у безынициативных детей пробудить интерес и стремление к познаниям в социальной и бытовой сферах жизни человека, а главное обрести веру в свой успех.
Наш комплекс коррекционных занятий состоял из 12 занятий, проводимых в игровой форме.
В неделю проводилось по три занятия. Вся коррекционно-развивающая работа заняла у нас период в один месяца.
Каждое занятие продолжалось в течение 30-35 минут.
На занятиях по социально-бытовой ориентировке основными средствами обучения являлись реальные предметы быта.
Формирование специальных знаний, умений и навыков в процессе изучения различных разделов программы по социально-бытовой ориентировке мы рассмотрим на примере двух разделов программы – "Личная гигиена" и "Питание", наиболее адаптируемых к детям дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
Раздел "Личная гигиена"
Дидактический материал:
Образцы средств ухода за телом:
- полостью рта: паста зубная, порошок зубной, эликсир, различные модификации зубных щеток, скребок для языка;
- лицом: мыло (твердое и жидкое), кремы, лосьоны;
- волосами: шампуни, ополаскиватели, бальзамы, гели для волос, расчески, фены;
Опыт реализации принципа гуманизма в педагогической практике
Амонашвили Ш.А
гуманизация обучение педагог психолог Педагог и психолог, специалист в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе Шалва Александрович Амонашвили начал свой педагогический эксперимент по исследованию развивающего обучения ещё в 60-е годы прошлого века в Грузии - в Тбилиси, ...
Технология проблемного обучения географии
По вопросам проблемного обучения ведутся острые дискуссии. Одни авторы определяют проблемное обучение как новый тип обучения, другие – как метод (Оконь), относят к категории принципа (Кудрявцев). Проблемное обучение– это дидактический подход к учитывающей психологической закономерности самостоятель ...
Система образования в РФ
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правов ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.