Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
На современном этапе развития нашего общества среди актуальных проблем дефектологической науки "важным и достаточно новым аспектом является разработка проблем коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста" (Н.Н. Малофеев, 1998).
Проблемами развития и адаптации детей с нарушениями зрения занимались такие авторы как Б.Г.Ананьев, Е.Ф.Рыбалко, Т. Е. Конникова, Н.Г.Морозова, Е.И.Ковалевский, Л.И.Солнцева и др.
Дошкольники с косоглазием и амблиопией представляют самую многочисленную популяцию в числе детей с нарушением зрения. Зрительная ориентация детей данной категории отличается значительным своеобразием, обусловленным трудностями зрительно-пространственного восприятия.
Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.
Слуховое восприятие играет важную роль для лиц с нарушением зрения. Способность воспринимать и различать звуки речи, т.е. фонемы, является основой овладения звуковой стороной языка. Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой овладения детьми грамотой.
Исследованиями слухового восприятия занимались М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Ю.М.Гохфельд, Ф. Цех, М. Сизеран и др.
В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительное и важное место отводится слуху и слуховым характеристикам, позволяющим дистантно воспринимать объект.
Исследования Л.И. Солнцевой сигнальной функции слухового восприятия детьми дошкольного возраста показало, то оно развивается от характеристики звука без соотнесения с предметом к характеристике одного из взаимодействующих объектов (инструмент, орудие или объект) и затем к обозначению взаимодействия объектов. Б.М. Теплов отмечал также, что и музыкальный слух, как особая форма человеческого слуха, формируется в процессе обучения. Слух у лиц с нарушением зрения развивается теми же темпами, как и у нормально видящих. Ю.М. Гохфельд отмечал, что в процессе обучения у детей вырабатывается обостренный слух, способность к сосредоточенному слуховому вниманию, слуховая память. Его исследования показало, что пространственная ориентировка в процессе обучения игре на фортепьяно и овладение не только клавиатурой, но и пространством над ней основывается на слуходвигательных связях, на умении "предслышать" внутренним ухом звук, соответствующей клавише. Роль слухового анализатора при этом - ведущая, так как слуховые восприятия и представления являются источником взаимодействия и центральным звеном в слуходвигательных связях. Недооценка слухового восприятия в вопросах обучения может отрицательно отразиться на развитии детей.
Развитие слухового восприятия осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. Формирование фонематического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некоторых детей и позднее.
Несформированность слухового восприятия является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром.
Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности. Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения. Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей дальнейшей жизни детей с нарушениями зрения.
Объект исследования – слуховое восприятие дошкольников с амблиопией и косоглазием.
Предмет исследования – процесс коррекции слухового восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием.
Цель исследования – на основании теоретического анализа особенностей развития слухового восприятия дошкольников с амблиопией и косоглазием, разработать и апробировать комплекс занятий по коррекции недостатков слухового восприятия в процессе социально-бытовой ориентировки.
Задачи:
1) Теоретически обосновать концептуальные основы по проблеме исследования.
2) Осуществить диагностику недостатков развития слухового восприятия у детей с амблиопией и косоглазием.
3) Осуществить подбор методов психолого-педагогической коррекции по устранению недостатков слухового восприятия у детей с амблиопией и косоглазием в процессе социально-бытовой ориентировки.
5) Разработать и адаптировать комплекс занятий по психолого-педагогической коррекции недостатков слухового восприятия у данной категории детей.
6) Осуществить качественный и количественный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Гипотеза исследования. Психолого-педагогическая коррекция слухового восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием в процессе социально-бытовой ориентировки должна предусматривать:
- обусловленную взаимосвязь слухового восприятия и развития ориентировки в пространстве;
- учет возрастных специфических и индивидуальных особенностей старших дошкольников с амблиопией и косоглазием;
- организацию коррекционных занятий по развитию слухового восприятия в процессе социально-бытовой ориентировки.
Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов творческой деятельности детей, изучение документации, эксперимент.
Методологическая основа исследования: теория связи психического развития ребенка с его воспитанием и обучением (Т.А. Власова, Л.С. Выгодский. А.И Леонтьев и др.); концепции развития слухового восприятия детей с нарушениями зрения (Ю.М.Гохфельд, М.И. Земцова, М. Сизеран, Л.И. Солнцева, Ф. Цех, и др.)
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации взглядов по проблеме развития слухового восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием, в уточнении и конкретизации понятия "психолого-педагогическая коррекция слухового восприятия".
Практическая значимость. Разработанный и апробированный комплекс занятий по устранению недостатков и развитию слухового восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием в процессе социально-бытовой ориентировки может быть использован в работе с детьми, не имеющими нарушения зрения.
Компоненты детской субкультуры
Детская субкультура является миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Исследователи выделяют множество компонентов, характерных для детской субкультуры. Рассмотрим наиболее яркие из них. Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является ...
Виды мышления и его сущность
Мышление есть психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мещеряков Б.Г. определяет мышление как творческое преобразование субъективных образов в сознании человека. Мышление - это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, возможно ...
Ролевые игры
В настоящее время большой интерес вызывает использование ролевых игр на уроке иностранного языка для моделирования реальной ситуации общения. Поэтому, думается, что необходимо подробнее остановиться на ролевой игре. К использованию ролевой игры на уроках методика обучения иностранным языкам идет уж ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.