Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Коррекция (лат.correction - исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
Коррекция может выступать как самостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленных на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция речи, произношения отдельных звуков, исправление недостатков зрения), в то же время коррекция может быть составной частью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленных на изменение формирующейся личности ребенка.
По мнению Р.С. Немова, понятие психокоррекция - это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков психологии или поведения психически здорового человека. Под психологической коррекцией понимается такая форма психологической деятельности, которая предполагает исправление особенностей психического развития, таких особенностей, которые не соответствуют гипотической "оптимальной" модели развития, определенной норме на определенной ступени онтогенеза или вызывают субъективную неудовлетворенность собственной жизнью и собственным поведением [22].
Психологическая коррекция как форма психологической деятельности впервые возникла в дефектологии применительно к различным вариантам аномального развития. В этом ракурсе психологическая коррекция понималась как совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом развитии человека.
По мере становления и укрепления профессиональных позиций практической психологии понятие "психологическая коррекция" вышло за рамки аномального развитии в области нормального психологического развития. И в нормальном ходе развития нередко встречаются различные расстройства, нарушения и отклонения, разнообразные затруднения и проблемы, как распространенные, типичные, так и сугубо индивидуальные.
В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно–воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально- волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств, на развитие его интересов и склонностей и иных способностей.
Коррекционно-развивающее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающими трудности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучение, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка .
В педагогической энциклопедии понятие "коррекция" определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического или физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. В словаре "Коррекционная педагогика и специальная психология" (1999 г., сост. И.В. Новотворцева) понятие "коррекция" определяется как система педагогических и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития. В другой специальной справочной литературе понятие "коррекция" также трактуется как система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только отдельных нарушений, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей [1].
В учебниках и учебных пособиях по специальной педагогике и психологии, другим отраслям дефектологических знаний разнообразные виды коррекционной деятельности (развивающей, обучающей, воспитывающей) рассматриваются как система мер, направленных на исправление или ослабление отклонений в психофизическом и физическом развитии аномального ребенка (В.В. Воронкова, И.Г. Еременко, С.Д. Забрамная, Б.П. Пузанов, А.Д. Гонеев и др.)
Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности раскрыли такие ученые- исследователи, как С.А. Бадмаев, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, А.С. Спиваковская и другие. Они рассматривают коррекцию как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как психологические факторы риска, на воссоздание гармонических отношений ребенка со средой [1].
Представители специальной (коррекционной) педагогики приходят к выводу, что не существует отдельной программы коррекционной работы, что она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного предмета, т.е. следует говорить о коррекционной работы, образовательного процесса. В то же при характеристике коррекционной работы, при исправлении индивидуальных недостатков развития или поведения речь может идти о специальных педагогических приемах, перестройке отдельных функций организма, формирование определенных личностных качеств [5].
Изучение особенностей фонетической стороны речи у детей младшего
дошкольного возраста
произношение дошкольный фонетический речь Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей. К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Но речь их еще не совершенна в фонетич ...
Нарушения в развитии, вызывающие трудность в общении
Как известно, ребенок 6-7 лет уже умеет соподчинять мотивы, владеть своими эмоциями, старается соотносить свои действия и желания с действиями и желаниями окружающих. Особые требования к воле ребенка предъявляют ситуации, в которых сталкиваются противоположные мотивы. Самое трудное - момент выбор ...
Личностные особенности детей с ДЦП
Поражение головного мозга при ДЦП приводит к тому, что корковые мозговые структуры созревают неравномерно и в замедленном темпе, что служит причиной изменений личности по типу психического инфантилизма – особого вида нарушения развития, в основе которого лежит незрелость мозговых систем. Признаком ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.