Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Дошкольники с косоглазием и амблиопией представляют самую многочисленную популяцию в числе детей с нарушением зрения. Зрительная ориентация детей данной категории отличается значительным своеобразием, обусловленным трудностями зрительно-пространственного восприятия. Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов. Вместе с процессами ощущения оно обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие целостно и предметно. Результат восприятия — образ предмета. Исходная форма познания - ощущение.
Основными свойствами восприятия, перцептивного образа, являются предметность, целостность, константность и категориальность. Также выделяют свойства: структурность, осмысленность, избирательность или активность, апперцепция.
Развитие слухового восприятия и формирование произносительных навыков обусловлено спецификой обучения детей с нарушениями зрения, в частности с амблиопией и косоглазием, и осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса.
Несформированность слухового восприятия является одной из причин, определяющих низкий уровень социальной адаптации ребенка с нарушением зрения, снижение его мобильности и контакта с окружающим миром.
Система работы по развитию слухового восприятия направлена на развитие слуховой функции, формирование и совершенствование у учащихся навыков восприятия и воспроизведения устной речи, восприятия музыки, различных неречевых звучаний. Роль слухового компонента в процессе коррекционной работе становится все более значимой, особенно у учащихся с нарушениями зрения.
Работа по развитию слухового восприятия повышает эффективность учебно-воспитательного процесса и создает условия для более успешного преодоления последствий нарушенного зрения.
Таким образом, содержанием работы по развитию слухового восприятия являются: выработка условно-двигательной реакции на звук; различение на слух неречевых и речевых сигналов; обучение восприятию на слух речевого материала.
Проанализировав методическую литературу, нами были подобраны методы и приемы диагностики по выявлению недостатков слухового восприятия детей раннего возраста с амблиопией и косоглазием.
Нами было проведено экспериментальное исследование на выявление недостатков слухового восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием.
По результатам обследования нами были получены следующие данные:
· для них характерен средний уровень развития слухового восприятия;
· при выполнении задания детям необходимо было давать словесную инструкцию с опорой на показ.
На основе полученных данных нами были подобраны методы и приемы коррекционной работы по устранению недостатков слухового восприятия детей дошкольного возраста с амблиопией и косоглазием.
Коррекционно-развивающие занятия были построены в курсе социально-бытовой ориентации. Мы применяли такие разделы курса, как "Личная гигиена" и "Питание", наиболее свойственные и необходимые детям дошкольного возраста.
После проведения коррекционных занятий был проведен контрольный этап эксперимента, который наглядно показал улучшение показателей по уровню развития слухового восприятия.
Гипотеза исследования о том, что психолого-педагогическая коррекция слухового восприятия у дошкольников с амблиопией и косоглазием в процессе социально-бытовой ориентировки должна предусматривать: обусловленную взаимосвязь слухового восприятия и развития ориентировки в пространстве; учет возрастных специфических и индивидуальных особенностей старших дошкольников с амблиопией и косоглазием; организацию коррекционных занятий по развитию слухового восприятия в процессе социально-бытовой ориентировки, подтвердилась.
Таким образом, слуховое восприятие играет важную роль для детей с нарушением зрения. Оно помогает им в ориентировке в пространстве, движении. Если у детей слух нарушен, это затрудняет восприятие различных звуков, затрудняет их ориентировку в пространстве. Оно является важным средством психического развития. У детей с нарушением зрения слуховое восприятие необходимо всячески развивать и оберегать.
Система технологического образования
В настоящее время различают следующие системы технологического образования: 1. Предметная система: сущность её заключается в организации обучения на примере изготовления, какого либо предмета или изделия. Она была основана в середине 19 века и лежала в основе подготовки ремесленников и подмастерья. ...
Технология педагогической деятельности преподавателя высшей школы
Педагогическая деятельность преподавателя вуза – это творческая деятельность по профессиональной подготовке будущих специалистов и самосозидание. Она выступает средством самореализации и профессионального самоутверждения. Потребность в самовыражении, в личностной самореализации и процессе профессио ...
Этапы создания педагогического теста
Процесс создания педагогического теста должен быть эффективным, научно обоснованным средством измерения учебных достижений [8]. В своей статье «Тестовые задания» Герасименко Д. рассматривает ряд этапов создания педагогического теста. Мы проанализировали эти этапы и разделили их на 4 основных блока. ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.