Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
4. Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные вопросы. Опросники определяют уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, направленности обучаемых.
5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности проводится на основе изучения письменных ответов, графического материала, технических изделий, творческих работ обучаемых.
6. Тестирование — один из методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Тестирование ориентируется на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста.
Образовательный мониторинг — категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления. Как сложный объект образовательный мониторинг рассматривается с позиций системного подхода. Содержание образования передается преподавателями и усваивается обучаемыми в рамках деятельности обучения, и в этих же рамках функционирует образовательный мониторинг. Формирование благоприятной образовательной среды происходит в деятельности психологов, дидактов, методистов и других специалистов в области педагогики и психологии. Различные формы мониторинга представлены на схеме 5.
|
![]() | ![]() | ![]() | |||
Основными задачами мониторинга профессионально-образовательного процесса являются:
• отслеживание трудностей при усвоении нового учебного материала;
• создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом;
• получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности;
• индивидуализация педагогом своей деятельности;
• обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе.
Реализация данных задач возможна при осуществлении следующих способов мониторинга профессионально-образовательного процесса:
• сбор информации, регистрация состояния текущих процессов;
• учет полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного процесса.
Мониторинг мотивации учения может быть осуществлен с помощью метода наблюдения. В отдельных случаях целесообразно использование специальных методик, направленных на диагностику мотивов учения.
Важной частью мониторинга является оценка уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых. Для отслеживания уровня их выраженности целесообразно использование фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения учебно-профессиональных задач.
Отслеженные в мониторинге уровни выраженности компонентов профессионально-образовательного процесса отражаются в специальном регистрационном бланке, который заполняется преподавателями в конце изучения раздела профессионально-образовательной программы, объединяющего несколько тем занятий. Мастер производственного обучения заполняет бланк после выполнения комплексных работ, включающих несколько четырех- или шестичасовых занятий. В конце каждого занятия (семестра) показатели регистрационных бланков отражаются в итоговом индивидуальном графике профессионально-образовательного процесса учащихся.
Данные мониторинга используются для совершенствования содержания образования, оценки эффективности измеряемых образовательных технологий, определения проблем в профессионально-образовательном процессе. Результаты мониторинга являются информационной основой принятия управленческих решений по улучшению профессионального образования и аттестации инженерно-педагогических работников.
Развитие обучаемого является главной целью личностно-ориентированного образования. Потребность в развитии себя как личности обусловливает в дальнейшем продуктивное профессиональное становление. Личностное развитие является фактором, инициирующим профессиональное становление как обучаемого, так и специалиста. На разных стадиях их становления профессиональное развитие детерминируется различными противоречиями.
Особенности психического развития детей с ограниченными возможностями
здоровья
Для того чтобы определить направленность содержания работы воспитателя коррекционного учреждения в основной период, необходимо понять особенности психики детей с ограниченными возможностями развития. В ряде отечественных исследований (А. А. Катаева, В. И. Лу-бовский, Е. М. Мастюкова, Н. И. Морозова ...
Возрастные особенности
младших школьников
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равно ...
Виды одаренности
Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.