Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
4. Опросные методы позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основе анализа письменных или устных ответов на стандартные вопросы. Опросники определяют уровень выраженности или сформированности основных компонентов учебно-профессиональной деятельности, направленности обучаемых.
5. Анализ результатов учебно-профессиональной деятельности проводится на основе изучения письменных ответов, графического материала, технических изделий, творческих работ обучаемых.
6. Тестирование — один из методов сбора данных об уровне развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Тестирование ориентируется на норму, что позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста.
Образовательный мониторинг — категория педагогическая и управленческая, поскольку он не копирует общие положения теории информации, а переводит их на язык педагогики, психологии и управления. Как сложный объект образовательный мониторинг рассматривается с позиций системного подхода. Содержание образования передается преподавателями и усваивается обучаемыми в рамках деятельности обучения, и в этих же рамках функционирует образовательный мониторинг. Формирование благоприятной образовательной среды происходит в деятельности психологов, дидактов, методистов и других специалистов в области педагогики и психологии. Различные формы мониторинга представлены на схеме 5.
|
![]() | ![]() | ![]() | |||
Основными задачами мониторинга профессионально-образовательного процесса являются:
• отслеживание трудностей при усвоении нового учебного материала;
• создание реального механизма управления профессионально-образовательным процессом;
• получение информации о сформированности способов учебно-познавательной деятельности;
• индивидуализация педагогом своей деятельности;
• обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе.
Реализация данных задач возможна при осуществлении следующих способов мониторинга профессионально-образовательного процесса:
• сбор информации, регистрация состояния текущих процессов;
• учет полученных данных при принятии управленческих решений и регуляции образовательного процесса.
Мониторинг мотивации учения может быть осуществлен с помощью метода наблюдения. В отдельных случаях целесообразно использование специальных методик, направленных на диагностику мотивов учения.
Важной частью мониторинга является оценка уровня развития познавательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых. Для отслеживания уровня их выраженности целесообразно использование фрагментов интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдения за обучаемыми в процессе решения учебно-профессиональных задач.
Отслеженные в мониторинге уровни выраженности компонентов профессионально-образовательного процесса отражаются в специальном регистрационном бланке, который заполняется преподавателями в конце изучения раздела профессионально-образовательной программы, объединяющего несколько тем занятий. Мастер производственного обучения заполняет бланк после выполнения комплексных работ, включающих несколько четырех- или шестичасовых занятий. В конце каждого занятия (семестра) показатели регистрационных бланков отражаются в итоговом индивидуальном графике профессионально-образовательного процесса учащихся.
Данные мониторинга используются для совершенствования содержания образования, оценки эффективности измеряемых образовательных технологий, определения проблем в профессионально-образовательном процессе. Результаты мониторинга являются информационной основой принятия управленческих решений по улучшению профессионального образования и аттестации инженерно-педагогических работников.
Развитие обучаемого является главной целью личностно-ориентированного образования. Потребность в развитии себя как личности обусловливает в дальнейшем продуктивное профессиональное становление. Личностное развитие является фактором, инициирующим профессиональное становление как обучаемого, так и специалиста. На разных стадиях их становления профессиональное развитие детерминируется различными противоречиями.
Сущность школьной успешности и факторы неуспешности
Под успехом понимается достижение, удача, высокий результат. В контексте нашего исследования целесообразно обратить внимание на определение понятия успех, предложенное А.С. Белкиным [7, 31], который рассматривает данное понятие с различных позиций. С социально-психологической точки зрения успех - э ...
Инновационные методы формирования коммуникативных умений учащихся на уроках
коммуникативный школьник речевой инновационный В последние годы вопросы речевой культуры горячо обсуждаются не только специалистами (лингвистами, методистами и преподавателями русского языка), но и широкой общественностью. Искусственное насаждение средствами массовой информации «американизмов», нав ...
Подвижные игры в ходе спортивных занятий для детей
дошкольного возраста с детским церебральным параличом в условиях
специализированного детского дома
Подвижные игры имеют особое значение для спортивных занятий, проводимых в гетерогенных группах, так как они способствуют решению вопросов, связанных с удовлетворением предпочтений и потребностей каждого учащегося и реализации цели совместного занятия спортом. В связи с этим подвижные игры: - предст ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.