Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Психопатоподобные нарушения: сочетание двигательной расторможенность, аффективной неустойчивости, снижения интереса к интеллектуальной деятельности, с отрицательным отношением к учебе, иногда – расторможенность влечений (склонность к побегам, воровству, лживости, онанизму и т.д.)
Эпилептиформные нарушения: различные виды судорожных припадков и других нервно-психических пароксизмов.
Апатико-динамические расстройства: снижение инициативы и побуждений в интеллектуальной деятельности, выраженная эмоциональная вялость, двигательная заторможенность. [13].
Т.А. Власова отмечает, что, успешное овладение знаниями и навыками может происходить только при достаточно высоком уровне развития. Внимание детей с задержкой психического развития характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью. Эти недостатки внимания особенно выступают при длительном выполнении однообразных заданий. Недостаточное развитие у детей с задержкой психического развития таких свойств произвольного внимания, как концентрированность, переключаемость, распределяемость, избирательность. Посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности и увеличивают число ошибок. [7]. Учебная деятельность, накопление знаний и опыта – основа для развития свойств произвольного внимания. Непосредственное отражение человеком окружающей действительности происходит в форме ощущений и восприятий. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Недостатки внимания у детей с задержкой психического развития могут отрицательно сказываться на процессах восприятия. [7].
Л.И. Переслени подчеркнул, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений. Это взаимодействие и нарушено у детей с задержкой психического развития. [35].
Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Они затрудняются узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно, если они перечеркнуты или пересекают друг друга, целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительно замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. [35].
Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия, например: направление или расположение отдельных элементов в сложном изображении. Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с задержкой психического развития с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. [34], [35].
Учитывая сниженную работоспособность с задержкой психического развития, целесообразно время от времени переключать их на выполнение другого вида деятельности, организовывать короткие перерывы, стимулировать их деятельность похвалой, одобрением.
При выборе адекватных педагогических приемов для коррекции недостатков внимания и восприятия необходимо учитывать индивидуальные способности ребенка. Дети с задержкой психического развития овладевают учебным материалом на основе непроизвольного запоминания с гораздо меньшим успехом, чем их нормально развивающиеся сверстники. Недостаточная продуктивность непроизвольной памяти у детей с задержкой развития объясняется несколькими причинами. Основная из них – пониженная познавательная активность. Необходимо специально активизировать познавательную деятельность детей данной категории. Такая активизация достигается разными путями, например: посредством мотивации деятельности (подчеркивание важности выполнения задания, введения элемента соревнования, т.д.). [35], [33].
По мнению В.Л. Подобед эффективность запоминания произвольной памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего, от умения дифференцировать воспроизведенный материал от не воспроизведенного. Успешность запоминания существенно зависит также от формы предъявления (наглядная) подлежащего заучиванию материала. Недостатки произвольной памяти у детей с задержкой психического развития проявляются не только в снижении объема памяти, но и в ее недостаточной точности. Недостаточное развитие произвольной памяти у детей с задержкой психического развития не может не сказываться на успешности их обучения. [36].
Определение и методическая структура ролевой игры
К ролевой игре методика преподавания идет уже давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно происходит более полное осознание смы ...
Психолого-педагогические проблемы развития мышления
и личности учащихся в условиях информатизации образования
Необходимость широкого внедрения средств информатизации в общественную практику ставит ряд проблем, связанных, в частности, с оптимизацией систем "человек - компьютер". В этом случае требуется учет компонентов человеческого фактора, таких, как личностные особенности и характеристики мышле ...
Методы выявления и диагностики одаренности
В настоящее время существуют два основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки. Второй – на системе комплексной оценки. В рамках первого из указанных подходов в качестве количественного показателя, характеризующего индивидуальный уровень интеллек ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.