Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
1) С целью выявления актуального уровня развития сострадания у младших дошкольников мы организовали констатирующий эксперимент во втором классе Проточинской СОШ. Были использованы следующие методики: структурированное интервью, методика экспресс-диагностики эмпатии.
2) По итогам констатирующего эксперимента мы определили, что способность проявления сострадания у младших школьников находится на низком уровне развития – у 60%. Наиболее ярко проявляются сострадательные эмоции к животным, потом к родителям, и меньше - к старикам, сверстникам и другим людям
2) Для решения этой проблемы разработана программа по развитию чувства сострадания в процессе слушанья музыки. В программу вошло 14 музыкальных занятий, фрагментов уроков. Предлагаемые музыкальные произведения доступны восприятию детей младшего школьного возраста. Особенностью программы является то, что она может быть применена в сочетании с любой программой по предмету "Музыка" во 2 и 3 классах начальной школы и представляет подборку произведений, способных вызвать сильнейший эмоциональный всплеск - катарсис в процессе слушанья музыки.
При реализации данной программы важно целенаправленно акцентировать внимание на чувствах и эмоциях, возникающих у детей в процессе слушанья музыки, на нравственных выводах, способствующих духовному обогащению.
В данном исследовании была рассмотрена проблема о воспитании чувства сострадания у младших школьников в процессе слушанья музыки. Проблема сострадания является актуальной, так как подрастающее поколение обвиняют в потере нравственных ориентиров, а музыкальному искусству отводят важную роль в воспитании человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека.
Изучением феномена "сострадание" занимались такие ученые, как Л. И. Божович, Т. П. Гаврилова, И. М. Юсупов. В толковании понятия мы придерживаемся мнения Т.П. Гавриловой, рассматривающей сострадание как одну из форм проявления эмпатии. В ходе исследования мы уточнили, что эмпатия — это эмоциональное отождествление себя с другим человеком, способность видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызвать у себя чувства, которые тот переживает. В работе рассмотрена сущность понятий "сострадание", "эмпатия", обозначены структурные компоненты эмпатии, выявлена специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте, обосновано значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания посредством переживания катарсиса.
С целью выявления актуального уровня развития сострадания у младших дошкольников мы организовали констатирующий эксперимент во втором классе Проточинской СОШ. Выборку составили 15 учеников второго класса, среди которых 8 девочек и 7 мальчиков. Были использованы следующие методики: структурированное интервью по ситуациям, активизирующим чувство сострадания, методика экспресс-диагностики эмпатии И. М. Юсупова.
По итогам констатирующего эксперимента мы определили, что способность проявления сострадания у младших школьников находится на низком уровне развития – у 60%. Наиболее ярко проявляются сострадательные эмоции к животным, потом к родителям, и меньше - к старикам, сверстникам и другим людям. Для решения этой проблемы разработана программа по развитию чувства сострадания в процессе слушанья музыки.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена. Наше исследование не претендует на целостность, оригинальность, однако оно может быть продолжено в дальнейших научных разработках более высокого уровня.
Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции
школьника
Личностная готовность характеризуется наличием у ребенка желания учиться. Но необходимо различать желание пойти в школу и желание учиться. Ребенок может хотеть в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права и обязанности, однако это еще не значит, что он осознал важность учебы и ...
Диагностика уровней сформированности
графических умений младших школьников
На первом этапе ученикам, в составе 22 человек были выданы анкеты, где им предлагалось ответить на три вопроса: 1. Умеешь ли ты пользоваться компьютером? 2. Есть ли у тебя компьютер дома? 3. Для чего ты его обычно используешь? Результаты анкетирования показали, что домашний компьютер имеется у 18 ч ...
Критерии оценки деятельности дошкольного образовательного
учреждения
Система критериев, с помощью которых проводится аттестация ДОУ, является основой государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет психолого-педагогические требования к условиям воспитания и обучения дете ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.