Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины

Материалы » Принципы воспитания » Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины

Страница 1

В «Лекциях о воспитании детей» Мака­ренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не

ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициа­тивой и творческой волей».

Каждый член коллектива обязан сознавать и чувствовать свой долг перед коллективом, начиная с первичного коллектива и кон­чая социалистической Родиной. Он должен обладать чувством че­сти, гордиться своим коллективом, своей великой Родиной, быть дисциплинированным, так как без дисциплины не может быть крепкого коллектива.

Воспитание чувства долга, чести и дисциплины подчинено за­дачам социалистического строительства. Макаренко умел разви­вать у своих воспитанников эти чувства и сочетал это развитие с воспитанием дисциплины.

В статье, озаглавленной «Воля, мужество, целеустремлен­ность», Макаренко писал: «Коммунистическую волю, коммунисти­ческое мужество, коммунистическую целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе». Он упраж­нял своих воспитанников в выносливости и выдержке. В колонии имени Горького воспитанники приучались легко переносить не­удобства и трудности. У них возник и получил всеобщее признание лозунг «Не хныкать, не пищать», всегда быть бодрым и мужест­венным.

В буржуазной педагогике под влиянием Гербарта установилось ограниченное понимание дисциплины — только как дисциплины послушания. Она обычно ограничивалась отрицательными требо­ваниями: «не шали», «не ленись», «не опаздывай» и т. д. Подоб­ному пониманию дисциплины Макаренко противопоставляет свое требование активной дисциплины, или, как он выражается, «дис­циплины борьбы и преодоления». «В советском обществе,—гово­рил он,—дисциплинированным человеком мы имеем Право назы­вать только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности». Та­ким образом, дисциплина в понимании Макаренко—это не толь­ко дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений, актив­ности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.

Макаренко тесно связывает вопрос о дисциплине с воспитанием воли, мужества, твердого характера. «У наших школьников иногда бывает еще дисциплина порядка, но не бывает дисциплины борьбы и преодоления», — писал Антон Семенович. Он указывал, что шко­ла умеет, пожалуй, бороться с дезорганизаторами, но «такие типы характеров, как «тихони», «иисусики», накопители, приспособлен­цы, шляпы, разини, кокеты, приживалы, мизантропы, мечтатели, зубрилы, проходят мимо нашей педагогической заботы . А на са­мом деле именно эти характеры вырастают в людей вредо­носных .»

Дисциплина особенно развивается и крепнет в организованном коллективе. Макаренко говорил: «Дисциплина—это лицо коллектива, его голос, его красота, его подвижность, его мимика, его убежденность». «Все, что есть в коллективе, в конечном счете при­нимает форму дисциплины. Дисциплина— это глубоко политичес­кое явление, это то, что можно назвать самочувствием граждани­на Советского Союза». Рассматривая дисциплину как результат воспитания, Макарен­ко различает понятия «дисциплина» и «режим», указывая, что ре­жим является важным средством воспитания. В лекции «Дисцип­лина, режим, наказания и поощрения» он указывает, что у детей часто наблюдается крикливость, егозливость, «истеричность» и т. п. Педагоги часто говорят: «Ребенок должен кричать, в этом прояв­ляется его натура». Макаренко возражает против этого и требует:

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Характеристика специфических ошибок письма у младших школьников с задержкой психического развития
Начальный период обучения грамоте младших школьников с задержкой психического развития представляет собой сложное единство, включающее представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова. Исследование И.Н. Садовниковой [39], Р.И. Лалаевой [21], Р.Е. Левиной [25] ...

Осуществление связи с математикой в обучении физике
Математические приемы в физике учитель использует весьма часто: - для выражения законов в общей и точной форме; - для вывода тех или иных закономерностей из некоторых теоретических предпосылок; - для преобразований выведенных формул в другие; - для нахождения таких величин, измерение которых непоср ...

Взаимодействие субъектов образовательного процесса
Педагогическое взаимодействие представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и обучаемых, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического проц ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru