Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
5. Изучение построения образов персонажей
Подготовка исследования. Подготовить бумагу, цветные карандаши или краски. Подобрать сказочные образы, существенно отличающиеся от реальных, например, Кащей Бессмертный, Баба Яга, ведьма и др.; волшебные превращения сказочных героев, например, Иванушки в козленка, Василисы Прекрасной в кукушку и т.д.
Проведение исследования. Вначале детей знакомят с образами сказок или напоминают об этих образах и их превращениях, читая выразительно соответствующие произведения или отрывки из них.
1 ситуация - детей просят нарисовать эти образы и превращения, затем спрашивают о содержании изображенного;
2 ситуация - детей просят рассказать об образах и превращениях.
Обработка данных. Анализируют трудности при воссоздании образа, устанавливают эффективность передачи образа при словесной и образной форме; как легче передать ребенку образ и превращение - при помощи слов или при помощи рисунка.
6. Изучение знаково-символической функции
Подготовка исследования. Подобрать несколько кукол; формочки разной величины и цвета (большая красная, средняя синяя, маленькая желтая); 2 картинки: на одной изображена кукла с оторванной рукой, на второй - целая кукла, но сама картинка разорвана; 3 ластика одинаковой формы и конфету такой же формы.
Проведение исследования. Эксперимент проводится в 5 серий индивидуально.
Первая серия. Выясняют, может ли признак, часто встречающийся в жизни ребенка, служить для него знаком, указывающим на определенное содержание. Ребенку показывают несколько кукол, у одной из них рот и щеки испачканы вареньем. Ребенок должен определить, какая кукла ела варенье.
Вторая серия. Выясняют, может ли ребенок перенести на изображение куклы отношения и свойства куклы настоящей. Ему дают бант и просят нарядить куклу. Затем задание повторяется, но куклу предлагают нарисованную.
Третья серия. Выясняют, различает ли ребенок изображение предмета и реальный предмет, как анализирует изображение. Ему предъявляют 2 картинки; на одной нарисована кукла с оторванной рукой, на второй - целая кукла, но сама картинка с краю порвана. Ребенка просят показать сломанную куклу.
Четвертая серия. Выясняют, может ли ребенок регулировать свои действия, опираясь; а) на реальные отношения, б) на схему. Ребенку дают 3 формочки разной величины и цвета. Экспериментатор ставит точно такие же формочки в определенной последовательности и предлагает испытуемому построить такой же "паровозик". Затем последовательность задают на рисунке.
Пятая серия. Выясняют, может ли ребенок обозначать объект меткой и, опираясь на эту искусственно созданную им связь, регулировать свое поведение. Перед ним выкладывают 3 ластика и конфету такой же формы, заворачивают их в одинаковые фантики.
7. Изучение процесса практического решения наглядной задачи в раннем возрасте.
Подготовка исследования. Подобрать шарики небольшого размера, прозрачную трубку, палочки (одна - с кольцом на конце), тесьму, колечки диаметром 5-8 см, тележку с вертикально закрепленным на ней стержнем, тазик, банку, черпачок, сачок, матрешку, куклу, прямоугольный кубик с отверстиями, втулки, молоток.
Проведение исследования. Детям 1-3 лет предлагают ряд заданий со вспомогательными предметами, с простейшими орудиями, со специализированными орудиями и с игрушками-орудиями, имитирующими орудия труда.
С целью исследование речевого развития детей раннего возраста применяют следующие методики
1. Изучение понимания значений слов.
Подготовка исследования. Подобрать слова по 2 категориям: 1) обозначающие конкретные предметы, с которыми дети действуют, например: кукла, лейка, барабан, щетка; 2) обозначающие конкретные предметы, возможность действия с которыми для детей ограничена, например: поднос, футляр.
К каждому слову категории (ключевому) подобрать 9 дополнительных слов, обозначающих предметы, сходные с предметом, названным этим словом, по цвету, форме, материалу, назначению, например: футляр - зубная щетка, записная книжка, кошелек, очки, рубанок и т.д. Так внутри каждой категории составляют несколько групп из ключевого и дополнительных слов.
Подобрать предметы и предметные картинки, соответствующие словарному материалу.
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми и состоит из 2 серий.
Первая серия. Перед ребенком раскладывают 10 предметов, составляющих определенную группу, и задают вопросы, например: «Найди и дай мне куклу. Где ты еще ее видел? Что ты знаешь о ней? Похожа ли она на . (называют предметы, обозначенные дополнительными словами)? Чем? Чем отличается?» Затем испытуемому показывают следующую группу.
Разработка в подгруппах содержания дидактических игр по ознакомлению дошкольников
с предметным миром
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие и другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развит ...
Характеристика детей с ОНР
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Схематично их можно разделить на три основных группы. У детей первой группы имеют место признаки лишь общего недоразвития речи, без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности ...
Управление развитием воспитательной системы
Цели занятия: уяснить сущность теоретических основ, масштаб и роль воспитательной системы образовательного учреждения в содействии развитию личности; ознакомиться с механизмами создания воспитательной системы; изучить особенности управления развитием воспитательной системы; определить специфику спо ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.