Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Проблема театрализации, на наш взгляд, тесно связана с теорией проблемного обучения, с его развивающим потенциалом (В. Оконь, А.В. Брушлинский, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, A.M. Матюшкин и др.). Учение, значимое для учащихся, имеет обыкновенно место в ситуациях, воспринимаемых как проблемные (К. Роджерс), поэтому важно, чтобы учащиеся на любом уровне соприкасались с важными проблемами своей жизни, которые они хотят разрешить, ибо «…современный уровень развития естественных наук выдвигает перед каждым в отдельности и перед культурой в целом настоятельное требование творческой адаптации к новому миру». К. Роджерс разрабатывает теорию творчества (природа творческого акта, условия его осуществления, средства, способствующие его успешному развитию). Творческий процесс, по Роджерсу, есть создание с помощью действия нового продукта. Главный побудительный мотив творчества – стремление человека реализовать себя, проявить свои возможности. Такое стремление есть в каждом индивиде и оно лишь ожидает подходящих условий для освобождения и проявления. В теории творчества Роджерс раскрывает его внутренние условия:
– открытость опыту (терпимость к неоднозначности, способность принимать массу противоречивой информации, не отвергая при этом всю ситуацию);
– источник оценивания находится внутри индивида (ценность произведения не зависит от похвалы или критики других, а устанавливается самим творческим человеком);
– способность к необычным сочетаниям элементов и понятий (спонтанная игра с идеями, оттенками, формами, отношениями – жонглирование элементами и составление из них невероятных сочетаний, выдвижение «безумных» гипотез, нахождение проблем в общеизвестном, выражение нелепого, «превращение» одной формы в другую и т.п.).
При этом Роджерс замечает, что созидательному творчеству может способствовать:
– признание безусловной ценности индивида;
– создание обстановки, в которой отсутствует внешнее оценивание;
– понимание, сопереживание; психологическая свобода.
И.Д. Чечель пишет, что «театрализация образования непосредственно связана с театральной педагогикой, элементы которой постепенно входят в арсенал школьной и вузовской педагогики. Педагоги не могут пройти мимо проверенных способов развития памяти, внимания, эмоций, фантазии, воли, развития творческого мышления и др., разработанных К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко, В.Э. Мейерхольдом, Е.Б. Вахтанговым, М.О. Небель, Г.А. Товстоноговым и др.».
В.А. Ильев, опираясь на теорию и практику театральной педагогики, указывает на метод, способствующий раскрытию, раскрепощению творческих возможностей будущих учителей и творческих способностей детей (всех без исключения). Но здесь невозможно механическое заимствование, «необходима психологическая сопричастность к опыту, если речь идет о внедрении метода театральной педагогики в школьный урок». В.А. Ильев призывает обратиться к игровой природе актерского искусства и к основам режиссуры для проявления закономерностей самостоятельного творческого мышления учеников в условиях школьного урока. Он разработал методику организации открытого режиссерского действия, суть которой в превращении школьного урока в своеобразный импровизированный спектакль со сквозным действием процесса коллективного творчества, и методику организации взаимодействия учителя с учащимися в опоре на основы театральной педагогики.
Изучению феномена импровизации учителя на уроке посвящены работы В.Н. Харькина. Определяя импровизацию (от лат. «неожиданное, непредвиденное») как «кроки», набросанные под первым впечатлением, как сценическую игру, не обусловленную твердым драматургическим текстом и не подготовленную на репетициях, В.Н. Харькин рассматривает ее как перспективное направление, как один из ключевых компонентов в любом творчестве. В.Н. Харькин выявляет условия возникновения импровизации: она всегда публична; как правило неожиданная; ее присутствие является показателем творчества в любой деятельности. К.С. Станиславский рассматривал в драматическом искусстве импровизацию как метод подготовки спектакля в ходе репетиции. В.Н. Харькин считает импровизацию важнейшим составляющим творческого процесса педагога и показывает особенности педагогической импровизации.
А.П. Ершова и В.М. Букатов опираются на «теорию действий», разработанную теоретиком театрального искусства П.М. Ершовым, и утверждают, что театральная технология действий является реальным средством развития самоконтроля и сознательного самосовершенствования, открывает новые пути для профессионального педагогического творчества. Авторы рассматривают и педагогику, и театр как коллективное действо, отмечая, что вся дидактика ориентирована на индивидуализм. Благодаря же использованию методов театральной педагогики и театрализации образования, появляется возможность групповой работы на уроке. Они акцентируют, что «разбор учебного материала на уроке в малой группе дает возможность проявиться детской дружественности и терпимости». Об использовании в системе совершенствования педагогического мастерства некоторых идей «техники действий» П.М. Ершова можно прочесть и в работах В.А. Кан-Калика.:
Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией и косоглазием
Зрительный дефект обусловливает ход психического развития ребенка при отсутствии специального обучения и воспитания, то есть коррекционных методов и средств помощи. Без этого дефект у ребенка может привести к целому ряду вторичных отклонений, сдерживающих процесс социальной адаптации и интеграции д ...
Психолого-педагогические рекомендации по развитию сенсомоторной координации
Развитию зрительно-двигательной (сенсомоторной) координации и тонкой ручной моторики способствуют виды деятельности, хорошо знакомые каждому ребенку: рисование, аппликация, лепка из пластилина (глины), конструирование и работа с мозаикой. Заметный развивающий эффект дает и освоение детьми азов разл ...
Содержание, функции, уровни развития сюжетно-ролевой игры
Говоря о содержании сюжетно-ролевой игры, следует различать ее сюжет и содержание. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. На сюжеты игр решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Действительность, в которой живет и с которой сталкив ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.