Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
На сегодняшний день театральной педагогикой разработана богатейшая система упражнений и тренингов, развивающих внимание, воображение, ассоциативное мышление, память, способность к действию и другие элементы творчества. Осваивая их, педагог обретает знание механизмов восприятия, взаимодействия, природы творческого процесса.:
Применению игровых и театральных технологий в процессе образования посвящены несколько важных методологических работ. Более 10 лет назад сотрудниками научно-исследовательского института, тогда еще носившего название «НИИ художественного воспитания АПН СССР», А.П. Ершовой и В. Букатовым была разработана программа «Социоигровая педагогика». Авторами была предложена оригинальная методика организации познавательной деятельности детей на основе принципов коллективной игры, что способствовало стимулированию учебной мотивации. В центре внимания авторов также тема применения опыта театральной педагогики в деятельности учителя. Кроме этого, А.П. Ершова является автором многочисленных игровых развивающих упражнений для детей, разработанных ею на основе комплекса упражнений, лежащих в основе учебного актерского тренинга.
В рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» в 1993 г. вышло учебное пособие В.А. Ильева «Технология театральной педагогики в формировании реализации замысла школьного урока» для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. Эта работа, безусловно, является этапной в области осмысления и методологической разработки применения опыта театральной педагогики в процессе образования. Рассматривая некоторые аспекты игровой природы актерского искусства в связи с вопросами технологии режиссерского построения школьного урока, автор предлагает вниманию учителя методику организации открытого режиссерского действия и методику организации взаимодействия с учащимися с опорой на основы театральной педагогики.
Несмотря на богатый методический материал, разработанный в практике театральной педагогики, а также интересные и важные разработки в области использования опыта театральной педагогики в образовании, до настоящего времени практика подготовки и переподготовки учителей в этом направлении не получила системного характера.
Поэтому мы представляем один из аспектов новой образовательной парадигмы в виде идеала профессиональной культуры учителя, который осмыслен как единораздельная целостность, гармонично сочетающая четыре образа: культуры познания, культуры труда, культуры общения, культуры самосовершенствования. А профессиональное развитие учителя происходит в контексте актуализации использования театральных технологий в образовательном процессе, через развитие его творческого потенциала на основе овладения элементами творческого самочувствия и технологии эффективного взаимодействия и формирования навыков создания содержательной творческой образовательной среды урока на основе принципов театральной педагогики (режиссура урока, способы создания творческой атмосферы).:
Любому учителю необходимо уметь:
– продуктивно строить взаимоотношения с партнером, чувствовать интерес партнера, входить в поле интереса партнера, уметь «встроить» свои идеи в диалоговое пространство;
– ассоциативно мыслить для того, чтобы находить общие смысловые поля в интегративном пространстве различных предметных областей;
– обладать внутренним видением и предвидением; уметь моделировать в воображение предполагаемый результат.
Следовательно возникает вопрос: «Должен ли учитель быть артистом?». Несомненно, ведь лучшие учителя всегда обладали артистическими способностями. «Он прекрасный учитель, настоящий артист!», – нередко можно услышать про талантливого учителя, да и саму педагогику нередко называют театром одного актера.
Каков же арсенал средств общения, которые может использовать с этой целью учитель?
1. Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, регистр, интонация, паузация, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.
2. Экстралингвистические средства: смех, вздохи, касания, имидж учителя, выразительность и обаяние его поведенческих проявлений.
3. Кинетическое средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, физическая позиция, физические действия, визуальный контакт.
4. Проксемические средства: пространственные передвижения и расположение в пространстве, расстояние между коммуникантами.
Особенности развивающих игр
Развивающие игры все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями: 1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. 2. Задачи даются ребенку в различной фор ...
Проектное обучение в начальной школе
Проектное обучение – категория, объединяющая представление об использовании проектной деятельности учащихся для решения различных образовательных задач, в том числе и по формированию и развитию собственно проектной деятельности учащихся (проектной компетентности). Учебное проектирование – категория ...
Комплексно-волновой метод как эффективное средство обучения учащихся в системе детской музыкальной школы
Важность данной темы заключается в том, что назрела необходимость изменения самой системы обучения детей, подростков. Невозможно оценить способности ребенка только по вступительному экзамену в музыкальную школу, невозможно учить только специальности, без связи с сольфеджио, музыкальной литературой, ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.