Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Перед отечественной педагогикой 21 века стоит задача развития творческого потенциала человека, способного реализовать себя в нестабильных условиях российской действительности. Обеспечить развитие продуктивных возможностей подрастающих поколений в образовательном процессе может учитель, чей потенциал определяется высоким уровнем развития профессиональной культуры педагога. Профессионально важным становится развитие ценностного сознания и самосознания, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культуры, способности к сотворчеству и диалогу, богатство личностных проявлений, образности постановки и решения проблем, одухотворенности, ощущения внутренней свободы, педагогического артистизма. Последнему уделяется пока незаслуженно мало внимания.
Артистизм это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация), хотя и они очень значимы для создания атмосферы, но и способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе. Применительно к педагогике артистизм рассматривается как:
– черта личности учителя, некое ее своеобразие (способность перевоплощаться, живость, острота, дар рассказчика и др.);
– совокупность учебных приемов, «техник». Искусство отбора наиболее яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в урок-игру и позволяющих уроку запомниться;
– концепция педагогического творчества.
Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность.
Рассмотрим педагогический артистизм как основу реализации педагогом себя в качестве субъекта творческой педагогической деятельности через анализ модели профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент связан с мировоззренческой позицией человека, с его личностными приоритетами. Он отражает признание творчества как ценности, жизненной необходимости, как ориентира в профессии, творческого описания и осмысления мира. Что стимулирует процессы жизненного и профессионального самосовершенствования, самоактуализации, самореализации
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры теснейшим образом связан с таким понятием, как педагогическая деятельность. Поэтому в некоторых источниках он рассматривается как деятельностный компонент профессионально-педагогической культуры. Педагогический артистизм проявляется в технологическом компоненте следующим образом: генерирование идей, создание нестандартных композиций из стандартных элементов, соединение традиционного и инновационного, аранжировка и детализация высказанных ранее идей и предшествующего опыта, способность находить позиции сближения в несхожих явлениях и позиции расхождения в явлениях близких по сути, свобода ассоциаций, быстрое реагирование на изменения, видение незнакомого в знакомом, выявление скрытого замысла, осмысление и учёт многомерности педагогических явлений, эмоциональная насыщенность, рефлексия, совершенная речь, творческое владение педагогическим инструментарием.
Личностно-творческий компонент педагогической культуры отражает творческое начало личности педагога. Педагогический артистизм педагога находит отражение в его профессиональной деятельности, требует проявления таких личностных качеств, как инициатива, индивидуальная свобода, самостоятельность и ответственность, готовность к риску, независимость суждений. Педагог творит себя, творчески осмысливает события жизни и собственный опыт, творчески использует и преобразовывает известное, создает качественно новое.
Теоретические основы использования дидактических игровых
заданий в развитии логического мышления младших школьников
В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (3.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. ...
Понятие интеллектуальной готовности к школьному обучению
Готовность ребенка в конце дошкольного возраста вступить в новые отношения с обществом находит свое выражение в готовности к школьному обучению (Н.И. Гуткина, 2007). Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Так Л.И. Божович еще в 1950 г. отмечала, что готовность к обучению ...
Соотношение личностно-деятельностного подхода и технологичности в работе и
источниками
Современная Россия находится на «переломе». Происходит смена парадигм во всех сферах жизни на основе обращения к общечеловеческим ценностям и национальным гуманистическим традициям. К педагогическим реалиям относится утверждение в качестве приоритетной гуманистической парадигмы; разработка концепци ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.