Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
В процессе обучения в специальной речевой школе большое внимание уделяется развитию у детей памяти, чтобы она, как указывал Д.Б.Эльконин, становилась мыслящей. Установлено, что во время урока физкультуры дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в подвижные игры. Хорошим стимулом для запоминания новых слов является соревнование между детьми, когда выполнение физического упражнения завершается поощрением учителя, если дети успешно повторяют заученные слова.
Как было отмечено в Главе 2, в исследованиях умственных способностей школьников с тяжелыми нарушениями речи из всех видов памяти мы остановили свое внимание на методике оценки слуховой памяти. Это связано с тем, что на уроках физкультуры для школьников младших классов именно речевой фактор играет определяющим в контакте учителя и его учеников. Объем слуховой памяти младших школьников определялось с помощью методики 10 слов. В каждом новом испытании (в последующих классах) подбиралась новая группа из 10 слов.
Результаты данных исследований приведены в табл. 3. Из этой таблицы видно, что исходный уровень слуховой памяти у детей первого класса экспериментальной и контрольной группы, который был получен на основании эксперимента в сентябре, достоверно не отличался. Второе испытание для первоклассников было проведено в мае.
Эти испытания показали, что за учебный год уровень слуховой памяти у детей экспериментальной группы возрос на 0,7 балла (25,9%), а у их сверстников из контрольной группы – на 0,3 балла (10,7%). Во всех случаях мы видим достоверное улучшение слуховой памяти у школьников первого класса после годичной учебы в специализированной речевой школе. Однако в первом случае этот прогресс был значительно более выражен, так как вышеприведенный показатель прироста уровня развития памяти у детей экспериментальной группы оказался более чем в два раз выше (табл. 3). Об этом же говорят и статистические данные. Различия в баллах у первоклассников экспериментальной и контрольной групп, полученные после испытания в мае месяца, оказались достоверными при Р<0,05.
Последующие наблюдения за школьниками контрольной и экспериментальной групп позволяют говорить о том, что специально разработанная методика проведения физкультурных занятий, в которую были включены учебные материалы на развитие памяти, принесли положительные итоговые результаты (табл. 3). Так, в экспериментальной группе второго класса уровень развития памяти (по данным исследований, проведенных в мае) достоверно вырос по сравнению с майскими исследованиями прошлого года.
В этой группе разница составила 0,5 балла или 14,7% (t = 5,6 при Р< 0,01). В то же время дети второго класса из контрольной группы значительно снизили темпы прироста показателя слуховой памяти. Они хотя и улучшили свои результаты прошлого года, но только на 0,1 балла (t = 1,0 при Р> 0,05). Следовательно, если в первом случае мы видим достоверный прирост уровня развития памяти у школьников второго класса экспериментальной группы, то во втором - была зафиксирована лишь тенденция улучшения уровня развития памяти.
Таблица 3. Показатели состояния памяти у школьников с нарушениями речи, баллы
Группы |
1 класс (сентябрь) |
1 класс (май) |
2 класс (май) |
3 класс (май) |
1 испытание |
2 испытание |
3 испытание |
4 испыт. | |
Экспериментальная (n=30) |
2,7±0,07 |
3,4±0,09 |
3,9±0,11 |
4,6±0,12 |
Контрольная (n=32) |
2,8±0,08 |
3,1±0,07 |
3,2±0,09 |
3,5±0,08 |
Достоверность |
t = 1,0 Р>0,01 |
t = 2,72 Р<0,05 |
t = 5,38 Р<0,01 |
t = 4,29 Р<0,01 |
Подготовка и проведение экспериментального исследования
Цель исследования: выявление особенностей сенсомоторной координации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Изучить особенности сенсомоторной координации у учащихся 2 класса с ОНР. 2. Провести количественно-качественную обработку полученных данных с в ...
Функции и структура педагогического общения
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет «учить» и «воспитывать», вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долг ...
Классификация педагогических задач, их схемы решения
Педагогическая задача — основа педагогического мастерства, ее решение отражает уровень профессионализма педагога. Педагогическая задача — это осмысление сложившейся ситуации с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая д ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.