Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Особенности развития памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями речи

Страница 1

В процессе обучения в специальной речевой школе большое внимание уделяется развитию у детей памяти, чтобы она, как указывал Д.Б.Эльконин, становилась мыслящей. Установлено, что во время урока физкультуры дети значительно лучше запоминают слова, если они включены в подвижные игры. Хорошим стимулом для запоминания новых слов является соревнование между детьми, когда выполнение физического упражнения завершается поощрением учителя, если дети успешно повторяют заученные слова.

Как было отмечено в Главе 2, в исследованиях умственных способностей школьников с тяжелыми нарушениями речи из всех видов памяти мы остановили свое внимание на методике оценки слуховой памяти. Это связано с тем, что на уроках физкультуры для школьников младших классов именно речевой фактор играет определяющим в контакте учителя и его учеников. Объем слуховой памяти младших школьников определялось с помощью методики 10 слов. В каждом новом испытании (в последующих классах) подбиралась новая группа из 10 слов.

Результаты данных исследований приведены в табл. 3. Из этой таблицы видно, что исходный уровень слуховой памяти у детей первого класса экспериментальной и контрольной группы, который был получен на основании эксперимента в сентябре, достоверно не отличался. Второе испытание для первоклассников было проведено в мае.

Эти испытания показали, что за учебный год уровень слуховой памяти у детей экспериментальной группы возрос на 0,7 балла (25,9%), а у их сверстников из контрольной группы – на 0,3 балла (10,7%). Во всех случаях мы видим достоверное улучшение слуховой памяти у школьников первого класса после годичной учебы в специализированной речевой школе. Однако в первом случае этот прогресс был значительно более выражен, так как вышеприведенный показатель прироста уровня развития памяти у детей экспериментальной группы оказался более чем в два раз выше (табл. 3). Об этом же говорят и статистические данные. Различия в баллах у первоклассников экспериментальной и контрольной групп, полученные после испытания в мае месяца, оказались достоверными при Р<0,05.

Последующие наблюдения за школьниками контрольной и экспериментальной групп позволяют говорить о том, что специально разработанная методика проведения физкультурных занятий, в которую были включены учебные материалы на развитие памяти, принесли положительные итоговые результаты (табл. 3). Так, в экспериментальной группе второго класса уровень развития памяти (по данным исследований, проведенных в мае) достоверно вырос по сравнению с майскими исследованиями прошлого года.

В этой группе разница составила 0,5 балла или 14,7% (t = 5,6 при Р< 0,01). В то же время дети второго класса из контрольной группы значительно снизили темпы прироста показателя слуховой памяти. Они хотя и улучшили свои результаты прошлого года, но только на 0,1 балла (t = 1,0 при Р> 0,05). Следовательно, если в первом случае мы видим достоверный прирост уровня развития памяти у школьников второго класса экспериментальной группы, то во втором - была зафиксирована лишь тенденция улучшения уровня развития памяти.

Таблица 3. Показатели состояния памяти у школьников с нарушениями речи, баллы

Группы

1 класс (сентябрь)

1 класс (май)

2 класс (май)

3 класс (май)

1 испытание

2 испытание

3 испытание

4 испыт.

Экспериментальная (n=30)

2,7±0,07

3,4±0,09

3,9±0,11

4,6±0,12

Контрольная (n=32)

2,8±0,08

3,1±0,07

3,2±0,09

3,5±0,08

Достоверность

t = 1,0

Р>0,01

t = 2,72

Р<0,05

t = 5,38

Р<0,01

t = 4,29

Р<0,01

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Подготовка и проведение экспериментального исследования
Цель исследования: выявление особенностей сенсомоторной координации у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Задачи исследования: 1. Изучить особенности сенсомоторной координации у учащихся 2 класса с ОНР. 2. Провести количественно-качественную обработку полученных данных с в ...

Функции и структура педагогического общения
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет «учить» и «воспитывать», вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долг ...

Классификация педагогических задач, их схемы решения
Педагогическая задача — основа педагогического мастерства, ее решение отражает уровень профессионализма педагога. Педагогическая задача — это осмысление сложившейся ситуа­ции с целью ее преобразования, перевода на новый уровень, при­ближающий к цели педагогической деятельности. Вся педагогическая д ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru