Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Важным моментом всестороннего развития детей является комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих другу друга способностей (двигательных и умственных). В то же время некоторые авторы отмечают, что содержание и методика проведения занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков и не учитывают возможности формирования у детей, начиная с младшего школьного возраста, умственных способностей.
Нам представляется весьма актуальным решение проблемы, направленной на разработку и обоснование средств и методов физического воспитания детей младшего школьного возраста с уклоном на комплексное развитие познавательных способностей.
При разработке методики занятий по физическому воспитанию, стимулирующих развитие познавательных возможностей, внимания, восприятия и памяти мы руководствовались тем, что уровень умственных способностей возрастает, если дети воспринимают информацию не пассивно, а активно и если она вызывает у них живейший интерес. Интерес к выполнению физических упражнений и их речевое сопровождение как со стороны учителя, так и самих школьников вызывает у последних положительные эмоции, способствуют развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих дальнейшее эффективное обучение. Устойчивый интерес побуждает ребенка, как отмечают С.Б. Шарманова и А.И. Федоров, к активности в преодолении трудностей, связанных с работой или учебой, делает деятельность ребенка приятной.
В исследованиях умственных способностей детей младшего школьного возраста учитывались также основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей умственные способности человека: оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнении деятельности.
Цель исследований заключалась в экспериментальном обосновании возможности развития познавательных способностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи на уроке физкультуры.
Задачи исследования:
1. Разработать методику физического воспитания, направленную на активизацию процесса развития познавательных способностей, внимания и памяти у детей с нарушениями речи.
2. Обосновать возможность использования логопедического тренинга и специальных речевых упражнений на уроках по физическому воспитанию школьников с нарушениями речи.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики направленной на развитие внимания и памяти у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Объект исследований – процесс физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями.
Предмет исследований - методика развития познавательных возможностей у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи в условиях урока физической культуры.
Гипотеза. В основе рабочей гипотезы лежали уже известные научные и методические разработки отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих эффективность применения системы физкультурно-оздоровительной реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Было предположено, что специально разработанная методика физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи и модификация стандартной структуры урока физкультуры с уклоном на активизацию речевых способностей будет повышать развитие у них умственных возможностей.
Теоретическая значимость. Разработанные методические пути умственной реабилитации детей с нарушениями речи средствами физического воспитания позволяют внести определенный вклад в углублении концепции, в которой развитию двигательных и интеллектуальных качеств в формировании социума отводится определяющая роль.
Практическая значимость. Разработанные методические подходы к использованию средств и методов физического воспитания для умственного развития детей младшего школьного возраста с нарушениями речи позволяют предложить для практического использования новое перспективное направление по комплексному использованию различных методов физических и речевых упражнений на уроке физкультуры с целью активизации процесса реабилитации таких детей в условиях специализированной речевой школы.
Научная новизна:
Определенно, что включение в традиционный урок физической культуры логопедического тренинга по специально разработанной методике позволяет активизировать процесс развития познавательных способностей, детей с нарушениями речи, повысить эффективность восприятия информации не пассивно, а с интересом, так как конечный итог этой работы трансформируется (конкретизируется) непосредственно в практике выполнения физических упражнений.
Структура и объем выпускной квалификационной работы:
Возрастные особенности младших школьников
Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность. К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие проц ...
Понятие и сущность проблемы обеспечения преемственности в
образовании школьников 1 и 2 ступеней обучения
Образование - это специально организованная целенаправленная система воспитания и обучения. Человек получает образование на протяжении большого отрезка жизни. За это время проходит несколько этапов психологического становления личности. И, следовательно, отношение к образованию постоянно меняется. ...
Особенности формирования самостоятельности у младших школьников в процессе трудового
обучения
Способы решений различных практических задач и заданий - сложный аналитико-синтетический процесс мышления. В этой связи, каждая практическая работа или задание должны способствовать не только закреплению знаний, но и способствовать определенному стилю мышления. Например, поспешное, неполное обобщен ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.