Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Ученые неоднократно заявляли о пользе физической культуры для лиц с ослабленным здоровьем и, в частности, с речевыми отклонениями.
В настоящее время в Российской Федерации отмечается устойчивая тенденция роста детской инвалидности. Так, только за последнее десятилетие число детей-инвалидов увеличилось более чем в два раза [39, 40]. Этот факт многие ученые и специалисты объясняют крайне неблагоприятным экологическим состоянием, низким уровнем культуры здорового образа жизни россиян, которые сочетаются с высокой социальной напряженностью и неопределенностью, порождающими хроническое чувство тревоги и неудовлетворенности. Эти факторы особенно сказываются на детях-инвалидах. К детям с сочетанными нарушениями относят аномальных детей, у которых кроме двигательных нарушений имеются расстройство речи и нарушение психических функций [14, 17, 40, 77, 80].
«Вся сумма факторов физической, химической, биологической и психологической природы, - пишет И.И. Брехман, автор книги «Валеология - наука о здоровье» - приводит не только к развитию специфических заболеваний ., но и к появлению ряда общих симптомов, свойственных третьему состоянию». По определению И.И. Брехмана, «третье состояние - это состояние между здоровьем и болезнью», «оно существенно отличается как от здоровья, так и от болезни». Гипокинезия у детей сопровождается нарушениями трех биологических потоков, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма: 1 - поток информации, П - поток энергии, Ш - поток строительных субстанций [13].
По мнению Л.Е. Симошиной [80], коррекция биологического состояния возможна преимущественно только за счет оптимизации двигательного режима как основного компонента жизнедеятельности ребенка. Причем, основным фактором оптимизации физического состояния ребенка является не количество движений (объем нагрузки), а качество двигательных действий и их последовательное и одновременное взаимодействие. Эффективность от такого взаимодействия обусловлена разнообразием сенсорной организации движений, их формы и содержания.
В нынешних социально-экономических условиях в России разработана концепция оздоровительно-физкультурной работы среди детей с умственными и физическими ограничениями в рамках реализации федеральной целевой программы «Дети-инвалиды», которая является составной частью президентской программы «Дети России» и «Основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)».
Межведомственная комиссия по охране здоровья Совета безопасности Российской Федерации определила, что на показатели здоровья человека оказывают влияние следующие факторы: условия и образ жизни составляют 50-55 %, состояние окружающей среды - 20-25%, гигиенические факторы - 15-20%, деятельность учреждений здравоохранения- 10-15%. Отсюда видно, что определяющую роль в уровне здоровья нации играют как духовная и физическая воспитанность личности, так и окружающая среда [15, 40, 81].
Исследования В.К. Бальсевича [10, 11], В.С. Дмитриева [28, 29], Л.И. Лубышевой [51] и др. позволяют говорить о том, что детская инвалидность и физиологические особенности развития организма в раннем онтогенезе показывают непреходящую значимость физической активности ребенка как основы развития его двигательных и координационных и интеллектуальных качеств.
Для детей с умственными и физическими ограничениями независимо от категорий, этиологии и патогенеза (врожденные или приобретенные) для сферы физкультурно-оздоровительной деятельности характерны ограничения их двигательной активности, ухудшение физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, пространственной ориентации, вестибулярной устойчивости, реакции на движущийся объект, скоростно-силовой выносливости, координационных качеств, микро- и макромоторики, зрительно-двигательной реакции и др. [3, 7, 18, 31, 41, 69, 75].
Оптимальная организационная и двигательная деятельность учащихся речевых и вспомогательных школ способствуют улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом - социализации личности детей, имеющих отклонение в умственном развитии и функции речи. Поэтому рекомендуется во второй половине дня организовать так работу учителя физической культуры и воспитателя, чтобы она была насыщена разнообразными упражнениями, играми, движениями, которые могли бы быть восприняты адекватно детьми-инвалидами и обеспечивали бы им должный уровень их физического развития и физической подготовленности [6, 12, 19, 21, 34, 67, 77, 82].
Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование основных психических процессов и свойств ...
Методика повышения успешности старшеклассников средствами внеурочной
деятельности
Слово "дебаты" к нам пришло из Франции, и оно означало "спор по двум противоположным точкам зрения". Люди начали спорить тогда, когда научились не соглашаться друг с другом. В Древней Греции дебаты происходили ежедневно и в них участвовали философы, политики и простые граждане. ...
Методика работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному
произношению звуков
Содержание и методические приемы обучения определяются возрастными особенностями развития речи детей. На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание; уточняют и закрепляют артикуляцию звуков. Обучение произношению начинаетс ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.