Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
- сглаживание противоречий между ребенком-инвалидом и социумом (нормально развитым сверстником).
По мнению ряда авторов, решение реабилитационных и профилактических физкультурно-оздоровительных и спортивных проблем детей-инвалидов состоит в реальном улучшении процесса образования и качества их жизни, в расширении физкультурных адаптационных возможностей, а не только в увеличении финансовых затрат и числа «культурно-массовых мероприятий» [36, 48].
Ослабление здоровья детей приводит не только к снижению трудовых способностей, но и к ограничению двигательной активности. Поэтому такие дети в значительной степени подвержены негативному воздействию факторов гиподинамии [17,44]. Известно, что гиподинамия характеризуется низким уровнем двигательной активности. При этом повседневные морфофункциональные изменения для здоровых детей малозаметны. Однако у детей с ослабленным здоровьем отрицательный кумулятивный «эффект» от воздействия этих факторов вызывает более негативные изменения в организме, которые, по мнению Н.О. Рубцовой [76], выражаются в следующем:
а) в снижении функциональной активности органов и систем и нарушений их регуляторных проявлений;
б) в атрофических дегенеративных изменениях опорно-двигательного аппарата и особенно нервно-мышечной системы;
в) в нарушении обменных процессов, увеличение объема жировых тканей.
Очевидная целесообразность и необходимость профилактики негативного влияния вышеизложенных факторов у детей с ослабленным здоровьем подчеркивают особую актуальность разработки и внедрения специальных комплексов адекватных средств, форм и методов оздоровительной физической культуры. Специфика данной проблемы связана в основном с ограничением возможности реализации для таких детей широкого спектра средств физической культуры и спорта, используемых в работе с нормально развитыми школьниками.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- педагогические наблюдения,
- методика развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста в условиях урока физической культуры,
методика математико-статистической обработки материалов исследований,
анализ литературы.
Проведенный автором анализ данного исследования в специальной речевой школе № 26 г. Краснодара показал, что количество детей с нарушениями речи, начиная с 1993 года, неуклонно растет. Так, например, в 1993 году количество учащихся в специальной речевой школе составляло 402, в 1995 - 454 и в 2000 - 918 человек. Естественно, чтобы целенаправленно влиять на развитие личности таких детей, необходимо было выявить исходное психическое состояние, а затем включить все формы двигательной активности с целью оказания действенной помощи по снижению отрицательного влияния нарушений речи на здоровье и физическое состояние школьников.
В задачу исследований входила разработка и экспериментальная проверка эффективности методики по физическому воспитанию направленная на активизацию развития познавательных способностей, школьников младших классов специальной речевой школы.
Эксперимент проводился на базе специальной коррекционной школы № 26 г. Краснодара. В нем участвовали 30 детей экспериментальной группы и 32 ребенка – в контрольной. Возраст детей в начале эксперимента был 7, в конце – 9 лет.
Экспериментальная группа занималась по разработанной нами методике, направленной на активизацию процесса развития познавательных способностей младших школьников с нарушением речи в условиях урока физической культуры. Контрольная группа учащихся той же школы занималась физическим воспитанием на уроке физической культуры по традиционной методике.
В чем же состояла особенность разработанной нами методики развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста?
Урок физкультуры был разделен вместо традиционных трех на пять частей - дети с нарушениями речи, не могут более 1-2 мин удерживать свое внимание на выполнении какого либо одного учебного задания и поэтому быстро утомляются, отвлекаются, что не позволяет учителю эффективно продолжать выполнение данного задания;
Методика работы по обучению детей младшего дошкольного возраста правильному
произношению звуков
Содержание и методические приемы обучения определяются возрастными особенностями развития речи детей. На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание; уточняют и закрепляют артикуляцию звуков. Обучение произношению начинаетс ...
Школа и педагогическая мысль в XVIII в
В начале XVIII в. происходило быстрое развитие Русского. государства. В это время были проведены по инициативе Петра I различные хозяйственные, политические, военные, административные и культурные преобразования, направленные на преодоление известной отсталости России, явившейся следствием ханского ...
Инновационная деятельность педагога
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педаг ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.