Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
• Созерцание композиций под музыку, отвечающую возможно ближе их настроению.
• Непосредственное вербальное выражение впечатлений от созерцания своих работ.
Дети выбирают для своей непосредственной оценки каждый одну, понравившуюся более всего работу, причем не обязательно свою. Педагогу важно восхититься вместе с ребёнком, сделать его слова услышанными каждым. При этом он акцентирует внимание детей на высказываниях, отражающих не только понимание изображенного сюжета, но собственное переживание сюжета, отношение к событию, противоречивость переживания. Общая тема, ограничения в выборе художественных средств и при этом – разные ощущения, переживания, состояния, настроения, отношения, объективируемые детьми в вербальных высказываниях, создают условия для решающего для их художественного развития открытия: открытия структуры формы как источника переживания, открытия выразительных возможностей языка искусства. Данное открытие произойдет не за один раз но в результате многократных повторений этих шагов, многократных восхождений от третьего этапа к четвертому. Но в результате это будет собственное открытие ребенка, ведущее к взрыву: способности продуцировать собственные структуры, вырываясь за пределы готовых, чужих, заранее известных решений.
• Совместное восприятие произведений мастеров, совпадающих по теме или по используемым художественным приемам с текущими работами детей.
В соотнесении своих работы с профессиональными ребенок открывает ритмическую структурированность произведений искусства, открывает новые возможности художественных средств и их использования, что стимулирует дальнейшие собственные эксперименты.
(4) Критерии, по которым педагог на данной ступени оценивает действия ребенка с материалом искусства:
• Выразительность композиций. (Сначала непреднамеренная. При
неоднократном обращении к эксперименту со структурой формы – становится результатом предвидения, работы по замыслу).
• Сложность ритмической конструкции.
• Богатство цветовых оттенков.
• Способность ребенка вербально озвучить свое переживание формы.
• Способность замечать ритмические закономерности в предметах и явлениях окружающего мира и в структуре произведений искусства.
(5) Формирующиеся на данной ступени критерии самооценки ребенка:
ребенок открывает свою способность понимать и оценивать новое содержание изображений (воплощенные в них переживания)
(6) Критерии готовности к следующему этапу:
• Способность анализировать свои переживания (Способность вести диалог Я - Я другой).
• Сознательное изменение ребенком задания педагога с целью добиться большей выразительности (готовность к диалогу Я – Автор).
• Способность вербализировать соотнесенность своих переживаний и формы при восприятии своих работ и работ мастеров.
III ступень. Пятый шаг.
Творчество на основе собственного коммуникативного замысла
(1) Сензитивный возраст: 10-14 лет.
(2) Педагогические задачи:
• Открытие языка искусства, его ритмической структуры как принципа организации восприятия. (Открытие автора в себе).
• Открытие языка искусства как кода восприятия (Освоение диалога Я – Автор)
• Открытие понятия «авторства» не только на уровне воплощения, но на уровне идеи, внутреннего отношения.
(3) Педагогические средства:
• Эксперимент с ритмической организацией формы («Упражнения»)
Глагол как часть речи. Его основные признаки
За прошедшие десятилетия глагол как часть речи по-прежнему в центре внимания лингвистической науки. Термин глагол происходит от латин. verbum (греч. rema), что переводится как слово (в древнерусском языке глаголити означало говорить). В лингвистической науке существует множество определений глагола ...
Педагогические взгляды Квинтилиана
Марк Фабий Квинтилиан, наиболее известный римский оратор и педагог, был основателем одной из лучших школ риторов в Риме, которая вскоре приобрела широкую известность и стала государственной. На основе опыта своей школы и достижений педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специа ...
Основные понятия дополнительного образования
Дополнительное образование детей – феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рам ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.