Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
восприятие темпа и ритма речи.
Различение речевых звуков
формирование фонематического восприятия:
различение слов, близких по звучанию
различение слогов
различение звуков
формирование фонематического анализа и синтеза
формирование фонематических представлений.
Каждое из направлений реализуется в процессе поэтапной работы.
Автор приводит примеры заданий, используемых в каждом направлении работы, указывает на условия их предъявления.
Таким образом, анализ представленных методик демонстрирует, что все исследователи в коррекционно-логопедической работе показывают важность развития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.
Представленные коррекционные методики содержат взаимодополняющие методы и приемы, которые можно эффективно использовать в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные особенности детей и условия организации обучения.
Проанализировав методики, учитывая данные обследования, нами были разработаны направления коррекционной работы и создана система игр для развития фонематического восприятия.
В частности, в нее включены игры, предложенные для работы по развитию фонематического восприятия в пособиях Селиверстовым В.И., Краузе Е.Н. , Лукиной Н.А. и Никкинен И.И. (игры представлены в приложении).
Была выбрана эта методика, т.к. в основе занятий, разработанных автором, лежит комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты и лексические темы. Занятия обогащены игровыми заданиями для развития фонематического восприятия.
Индивидуальные и фронтальные занятия объединяет система образовательных, развивающих, коррекционных задач; сказочные персонажи и ситуации, предлагаемые логопедом; задания на развитие фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи, общей и мелкой моторики. комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения на постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков, развитие слоговой структуры слова меняются в зависимости от индивидуальных особенностей детей и их нарушений речи.
Перед непосредственной работой над фонематическим восприятием необходимо провести подготовительные упражнения на развитие слухового внимания, развитие речевого слуха. Поэтому целесообразно выделить два этапа по формированию фонематического восприятия.
Подготовительный этап.
Цель: формирование базы для развития фонематического восприятия.
В этот этап входит работа по развитию слухового восприятия, внимания, памяти и по развитию речевого слуха.
Работа по развитию слухового восприятия проводится по направлениям:
восприятие неречевых звуков, связанных с показом картинок, игрушек, действий
дифференциация по способу воспроизведения (хлопки, притопы .)
дифференциация по темпу (быстро – медленно)
дифференциация по ритму (ритмические рисунки)
дифференциация по силе звучания (громко – тихо).
Работа по развитию речевого слуха проводится на материале одинаковых звуков, звукосочетаний, слов, фраз по направлениям:
дифференциация по тембру
дифференциация по силе голоса
дифференциация по интонации
дифференциация по высоте.
Параллельно должна проводиться работа по развитию речевого внимания, памяти.
Основной этап.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Работа по формированию фонематического восприятия проводится в такой последовательности:
дифференциация слов, близких по звуковому составу
дифференциация слогов
дифференциация фонем.
Сначала проводится дифференциация гласных, затем согласных звуков.
Для дифференциации гласных и согласных фонем предлагаем предъявлять различные ряды звуков в определенной последовательности, предложенной А.М. Горчаковой, от максимально контрастных к звукам, близким по акустико-артикуляционным характеристикам (оппозиционным):
1) в ряд не включаются звуки той же фонетической группы, что и заданный звук, парные по звонкости/глухости, одинакового способа образования;
2) в ряд не включаются только звуки той же фонетической группы;
3) используются звуки той же фонетической группы.
Таким образом, нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты. Признаком фонематического недоразвития у детей с заключением "с общим недоразвитие речи третьего уровня" чаще всего является незаконченность процесса формирования звуков.Проведенное исследование позволяет сделать выводы: что недостаточное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу, нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе.
Ступени развития художественного восприятия ребенка на уроках изобразительного
искусства и литературы
Согласно исследованиям современных психологов развитие ребенка, в том числе и его художественное развитие, протекает не линейно, а имеет определенные этапы, ступени. Смена ступеней определяется, прежде всего, «перестройкой внутреннего переживания», изменением отношения ребенка к среде, то есть изме ...
Определение и методическая структура ролевой игры
К ролевой игре методика преподавания идет уже давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно происходит более полное осознание смы ...
Содержание работы с подростками по профилактике алкогольной зависимости
Профилактика - система экономических, социальных, гигиенических и медицинских мер, проводимых государством, общественными организациями и отдельными гражданами с целью обеспечения высокого уровня здоровья населения и предупреждения болезней. «Цель профилактической работы – создание в молодежной сре ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.