Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Один из выдающихся деятелей отечественной педагогики, наш современник Мирза Исмаилович Махмутов широко известен в России и за рубежом как учёный, автор более 500 научных работ по лингвистике и педагогике, государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан.
Мирза Исмаилович Махмутов родился 1 мая 1926 года в селе Алтар Лямбирского района Республики Мордовия. Он получил два образования - среднее специальное и высшее: окончил Иркутское военное авиатехническое училище и Московский военный институт иностранных языков. В период с 1944 по 1956 год Мирза Исмаилович служил в рядах Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне. После завершения военной службы работал преподавателем арабского языка в Казанском государственном университете. С 1958 года Мирза Исмаилович в течение 18 лет работал министром просвещения Республики Татарстан,20 лет был депутатом Верховного Совета республики. Мирза Исмаилович Махмутов создал научно-исследовательский институт профессионально-технической подготовки Академии педагогических наук СССР и на протяжении 17 лет оставался его директором. Одним из первых он наладил сотрудничество в области образования с США по российско-американской программе обучения, стал первым ректором Татарско-американского колледжа в Казани.
Талантливый учёный, исследователь проблем, связанных с обучением и воспитанием детей и подростков, Мирза Исмаилович Махмутов разработал теоретические и практические методы проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школах, основы организации учебного процесса, создал новую систему (структуру и методы) современного урока. Махмутов М.И. выделяет в качестве основных функций проблемного обучения также и формирование диалектико-материалистического мышления. На взгляд автора, эта функция или эта цель проблемного обучения расходится с целью формирования познавательной самостоятельности учащихся: одной из важнейших особенностей проблемного образования признается развитие здравого скептицизма учащихся, что, по мнению автора, несовместимо с однозначной их фиксацией на том или ином характере мировоззрения. Проблемному образованию приписываются также следующие специальные функции:
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных
логических приемов и способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);
формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Формирование творческого мышления изначально ставилось специфической целью проблемного обучения. По некоторым данным в современном российском школьном образовании до 75% учебных предметов направлены на развитие левого полушария, а на эстетические предметы отводится лишь 3%. Приоритет информационной составляющей образования был присущ педагогике с самого начала ее становления. Такой подход основан на теории, что знание представляет собой основу продуктивного мышления, а навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения. Его разработки и открытия нашли отражение на страницах более 450-ти научных трудов и статей. М.И. Махмутов - автор "Школьного русско-татарского словаря", соавтор "Арабско-русско-татарско-русского словаря заимствований". В круг его научных интересов входят также исследования по методологии педагогики и дидактики, вопросы развития национальной школы, лексикология арабского, татарского, русского языков и лексикография. Ряд научных трудов Мирзы Исмаиловича переведён и издан на испанском, немецком, эстонском, узбекском и других языках. Доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор, академик Мирза Исмаилович Махмутов - один из основоположников проблемного обучения, знаменитый в Татарстане арабист и тюрколог. Он работал главным научным сотрудником Института социально-экономических и правовых наук, Академии наук Республики Татарстан, является руководителем российско-американской программы обучения в республике, научным консультантом Татарско-американского института, академиком-секретарём отделения социально-экономических наук Академии наук Республики Татарстан. Мирза Исмаилович - был экспертом ЮНЕСКО, членом созданного при ЮНЕСКО Международного консультативного комитета по ликвидации неграмотности. Он принимал участие в таких крупных международных конгрессах, как международные конференции ЮНЕСКО в Таиланде, Александрии, Японии, конференции афро-азиатской солидарности на Кипре, III Европейском конгрессе по профессиональному образованию, конференции в Сиэтле (США). За большой вклад в развитие отечественного образования Мирза Исмаилович Махмутов награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, имеет почётный знак "За заслуги в развитии профессионально-технического образования" и почётный диплом американской Ассоциации общинных колледжей. Мирза Исмаилович - лауреат премии имени Н.К. Крупской за книгу "Школьный русско-татарский словарь" и лауреат премии АПН СССР за книгу "Современный урок. Вопросы теории". Мирза Махмутов является автором огромного количества научных трудов, как в области педагогики, так и в областях исламоведения и арабистики. Среди самых важных его лексикографических работ - "Арабско-татарско-русский словарь заимствований". В большом пласте иноязычных заимствований русского, и особенно татарского языков определенное место занимают слова и словосочетания, вышедшие непосредственно из арабского языка. Мирза Исмаилович отмечает, что этот слой заимствований имеет многовековую историю, он встречается не только в литературном, но и в разговорном языке татарского и русского населения, воспринимающего эту лексику как свою. Например, слово "машина" образовалось от арабского глагола "маша" - передвигаться, "магазин" - от арабского "махазин" (склады), слово "акт" взято из арабского напрямую с тем же значением и т.д. Благодаря данному словарю преподаватели имеют возможность широко использовать способ сравнительного перевода при семантизации лексики арабского языка, тем самым предложив обучающимся интересную альтернативу простой зубрежке слов.
Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися
Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие программы специфике школы как учебного учреждения. Содержание учебного материала настраивает учащихся ...
Алгоритмическое мышление и методы его развития
Коль скоро в целях обучения информатике заявлено развитие системного, аналитического и алгоритмического мышления, то есть мышления теоретического, то тогда мы обязаны четко определить для себя объект педагогического воздействия (личность и ее мышление в данном случае) и найти профессиональные средс ...
Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми
На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной предметной области, должны прийти развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности. Поэтому для специали ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.