Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Один из выдающихся деятелей отечественной педагогики, наш современник Мирза Исмаилович Махмутов широко известен в России и за рубежом как учёный, автор более 500 научных работ по лингвистике и педагогике, государственный, общественный деятель, организатор образования в Республике Татарстан.
Мирза Исмаилович Махмутов родился 1 мая 1926 года в селе Алтар Лямбирского района Республики Мордовия. Он получил два образования - среднее специальное и высшее: окончил Иркутское военное авиатехническое училище и Московский военный институт иностранных языков. В период с 1944 по 1956 год Мирза Исмаилович служил в рядах Советской Армии, участвовал в Великой Отечественной войне. После завершения военной службы работал преподавателем арабского языка в Казанском государственном университете. С 1958 года Мирза Исмаилович в течение 18 лет работал министром просвещения Республики Татарстан,20 лет был депутатом Верховного Совета республики. Мирза Исмаилович Махмутов создал научно-исследовательский институт профессионально-технической подготовки Академии педагогических наук СССР и на протяжении 17 лет оставался его директором. Одним из первых он наладил сотрудничество в области образования с США по российско-американской программе обучения, стал первым ректором Татарско-американского колледжа в Казани.
Талантливый учёный, исследователь проблем, связанных с обучением и воспитанием детей и подростков, Мирза Исмаилович Махмутов разработал теоретические и практические методы проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школах, основы организации учебного процесса, создал новую систему (структуру и методы) современного урока. Махмутов М.И. выделяет в качестве основных функций проблемного обучения также и формирование диалектико-материалистического мышления. На взгляд автора, эта функция или эта цель проблемного обучения расходится с целью формирования познавательной самостоятельности учащихся: одной из важнейших особенностей проблемного образования признается развитие здравого скептицизма учащихся, что, по мнению автора, несовместимо с однозначной их фиксацией на том или ином характере мировоззрения. Проблемному образованию приписываются также следующие специальные функции:
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных
логических приемов и способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);
формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Формирование творческого мышления изначально ставилось специфической целью проблемного обучения. По некоторым данным в современном российском школьном образовании до 75% учебных предметов направлены на развитие левого полушария, а на эстетические предметы отводится лишь 3%. Приоритет информационной составляющей образования был присущ педагогике с самого начала ее становления. Такой подход основан на теории, что знание представляет собой основу продуктивного мышления, а навыки продуктивного и творческого мышления приобретаются в школе лишь как следствие репродуктивного усвоения. Его разработки и открытия нашли отражение на страницах более 450-ти научных трудов и статей. М.И. Махмутов - автор "Школьного русско-татарского словаря", соавтор "Арабско-русско-татарско-русского словаря заимствований". В круг его научных интересов входят также исследования по методологии педагогики и дидактики, вопросы развития национальной школы, лексикология арабского, татарского, русского языков и лексикография. Ряд научных трудов Мирзы Исмаиловича переведён и издан на испанском, немецком, эстонском, узбекском и других языках. Доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор, академик Мирза Исмаилович Махмутов - один из основоположников проблемного обучения, знаменитый в Татарстане арабист и тюрколог. Он работал главным научным сотрудником Института социально-экономических и правовых наук, Академии наук Республики Татарстан, является руководителем российско-американской программы обучения в республике, научным консультантом Татарско-американского института, академиком-секретарём отделения социально-экономических наук Академии наук Республики Татарстан. Мирза Исмаилович - был экспертом ЮНЕСКО, членом созданного при ЮНЕСКО Международного консультативного комитета по ликвидации неграмотности. Он принимал участие в таких крупных международных конгрессах, как международные конференции ЮНЕСКО в Таиланде, Александрии, Японии, конференции афро-азиатской солидарности на Кипре, III Европейском конгрессе по профессиональному образованию, конференции в Сиэтле (США). За большой вклад в развитие отечественного образования Мирза Исмаилович Махмутов награждён двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, имеет почётный знак "За заслуги в развитии профессионально-технического образования" и почётный диплом американской Ассоциации общинных колледжей. Мирза Исмаилович - лауреат премии имени Н.К. Крупской за книгу "Школьный русско-татарский словарь" и лауреат премии АПН СССР за книгу "Современный урок. Вопросы теории". Мирза Махмутов является автором огромного количества научных трудов, как в области педагогики, так и в областях исламоведения и арабистики. Среди самых важных его лексикографических работ - "Арабско-татарско-русский словарь заимствований". В большом пласте иноязычных заимствований русского, и особенно татарского языков определенное место занимают слова и словосочетания, вышедшие непосредственно из арабского языка. Мирза Исмаилович отмечает, что этот слой заимствований имеет многовековую историю, он встречается не только в литературном, но и в разговорном языке татарского и русского населения, воспринимающего эту лексику как свою. Например, слово "машина" образовалось от арабского глагола "маша" - передвигаться, "магазин" - от арабского "махазин" (склады), слово "акт" взято из арабского напрямую с тем же значением и т.д. Благодаря данному словарю преподаватели имеют возможность широко использовать способ сравнительного перевода при семантизации лексики арабского языка, тем самым предложив обучающимся интересную альтернативу простой зубрежке слов.
Теоретические основы использования дидактических игровых
заданий в развитии логического мышления младших школьников
В отечественной педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (3.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. ...
Социально – педагогические условия благоприятной адаптации учащихся начальной
школы в среднем звене
Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса — сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, но связаны и с организацией жизни в школе в целом. «Создание социально-педагогических условий, ...
Особенности процесса формирования представлений младших школьников в ЗОЖ
В законе РФ «Об образовании» (ст. 2) среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающ ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.