Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Компоненты детской субкультуры

Страница 2

Дети имеют возможность наделять произведения фольклора новыми смыслами, что развивает их воображение, приобщает к процессам культурного творчества. В этом просматривается демократизм детской субкультуры, которая открыта к изменению и развитию. Она приглашает любого ребёнка стать своим автором. Следует отметить, что вариативность свойственна практически всем компонентам детской субкультуры.

Колыбельные песни, потешки и прибаутки помогают ребёнку познакомиться с простейшей моделью окружающего мира, раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют основу доверия к близким и миру в целом. Дом в произведениях детского фольклора предстаёт как защита от опасного внешнего мира, куда пока ещё «ходить не надо». У ребёнка место в доме – самое хорошее и красивое, а мама самая заботливая и лучшая. Семья становится символом защиты и надёжности.

В детском фольклоре находят своё отражение и страшные фантазии, в устной форме передающиеся от поколения к поколению детей. М.Осорина выделяет один из самых распространённых по территории России сюжет, в котором рассказывается о том, как некая семья с детьми живёт в комнате, где на стене или потолке есть подозрительное пятно. Оно может быть жёлтым, красным или чёрным. Иногда пятно обнаруживается при переезде на новую квартиру. Бывает, что кто-то из членов семьи ставит его случайно (капнет чёрными чернилами). Герои сюжета пытаются безрезультатно оттереть это пятно. Ночью пятно начинает проявлять свою зловещую сущность. Оно начинает медленно расти, и из него появляется огромная, в соответствии с цветом пятна, рука, уносящая из ночи в ночь в пятно всех членов семьи. Как правило, руку удаётся проследить. Тогда вызывают милицию, устраивают засаду, отрубают эту руку и находят на чердаке колдунью, бандита или шпиона. В конце все члены семьи могут ожить.

Исследователями отмечено, что для индивидуальных страшных детских фантазий характерен мотив уноса ребёнка из пространства дома в иной мир. Этот мотив нашёл своё отражение в текстах коллективного детского фольклора (сюжет об уходе ребёнка внутрь картины, висящей на стене). Также он встречается и в литературе для детей, например, «Алиса в зазеркалье». Субкультурные формы порой играют немаловажную роль при овладении ребёнком содержанием общечеловеческих ценностей. Такой формой являются стихийные детские проблематизации. Чаще они выражаются в форме вопросов на темы превращения обычного в необычное, предполагают выход за рамки обыденных причинно-следственных связей. Вопросы служат средством расширения детского сознания, ориентируют как ребёнка, так и взрослого на динамическое общение и творческое сотрудничество, создают такую ситуацию, в которой необходим творческий поиск, совместный для взрослого и ребёнка. Эти явления исследователи называют «детским философствованием», которое образует особую составляющую субкультуры детства.

«Философствованием» могут быть размышления детей о природе, жизни, космосе, добре и зле, душе, мысли и многом другом. Они носят преимущественно косвенный характер, но всё же затрагивают вопросы человеческого бытия. «Философские темы» детей во многом создают ту самобытную картину мира, которая рождается в их сознании. Обычно эта картина объединяет в себе всё необходимое и случайное, общее и частное, реальное и вымышленное. Она не столько упорядочивает действительность, сколько задаёт вопросы, разрушая очевидное. Это и является началом человеческого познания, которое имеет творческую природу. Субкультурный феномен познания помогает ребёнку более глубоко приобщиться к творческому опыту людей.

Детское словотворчество занимает значительное место внутри детской субкультуры. Оно является своеобразным вызовом сознанию взрослых, ограниченному готовым общественным опытом.

В попытках словотворчества ребёнок пытается выделить свою уникальную речь из речи взрослых, вместе с тем побуждая взрослых к общению. Словотворчество является средством обособления ребёнка, его призывом к творческому единению с взрослым.

Занимаясь словотворчеством, дети делают слово более живым и предметным, гибким и пластичным, вбирающим в себя все возможные оттенки его значения. Дети освобождают силу, свёрнутую в лингвистических и грамматических нормах языка. Можно сказать, что они дарят языку жизнь в культуре, не позволяя ей омертветь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Болонский процесс. Основные цели
Болонский процесс - процесс создания единого европейского пространства высшего образования. Он является ярким проявлением интеграционных тенденций, которые интенсивно развиваются в этой части света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое пространств ...

Управление развитием воспитательной системы
Цели занятия: уяснить сущность теоретических основ, масштаб и роль воспитательной системы образовательного учреждения в содействии развитию личности; ознакомиться с механизмами создания воспитательной системы; изучить особенности управления развитием воспитательной системы; определить специфику спо ...

Содержание работы с источниками на уроках истории творческого уровня
Дальнейшее развитие традиционной модели обучения нашло свое отражение в работах Н.Г. Дайри. В его монографии нашло выражение развитие мысли о необходимости знакомить учащихся с методами современной исторической науки, приемами самостоятельного познания, конкретизируется их содержание. В работах Дай ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru