Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Иппотерапия. Такими возможностями обладает верховая езда на лошади. Именно многогранность воздействия, одновременного сочетания повторяющихся разнонаправленных движений тела, легкого массажа внутренней поверхности ног, позитивного психотерапевтического эффекта от общения больного ребенка с лошадью определяют уникальность иппотерапии.
Общий принцип устранения нарушений при детском церебральном параличе состоит в том, что вначале пассивно, а затем пассивно-активно отдельным частям тела пациента придаются положения, противоположные существующим установкам. Важно разрушить механизмы непроизвольного, одновременного движения в пораженной и здоровой конечностях, характерные для заболевания.
Как известно, идущая лошадь передает всаднику более ста разнообразных движений. Преимущество иппотерапии заключается в возможности многократного повторения всех этих движений, при этом удается избежать монотонности, как при занятиях на тренажере - лошадь не может надоесть. Повторяющиеся колебательные движения тела носят диагональный характер, в виде чередующихся растягивания, сжимания, вращения отдельных частей тела. Разнонаправленные действия всадника, выполняемые на лошади, помогают ему осознать движение, научиться регулировать мышечный тонус и приобрести необходимые двигательные навыки. Выполнение упражнений, направленных на выпрямление туловища, позволяет осуществить коррекцию равновесия и двигательной активности в соответствии с физиологическим развитием.
Залогом уверенной посадки на лошади является расслабленное положение всадника, позволяющее правильно реагировать на все движения животного. На занятиях больные детским церебральным параличом учатся расслабляться, что способствует в конечном итоге уменьшению тонуса мышц. Родители больных детским церебральным параличом детей, которые занимаются в Детском экологическом центре "Живая нить", единодушно отмечают значительное улучшение их эмоционального и физического состояния. Большинством определено в первую очередь улучшение осанки, более правильное положение спины при ходьбе. Обращает на себя внимание расширение возможностей в разведении и отведении ног в стороны, что способствует улучшению походки ребенка.
К сожалению, мышечный тонус может вновь повышаться при отсутствии регулярных реабилитационных мероприятий. Безусловно, процесс реабилитации больных, страдающих детским церебральным параличом, носит длительный характер, требующий настойчивости и целеустремленности, как от детей, так и от их родителей. Однако занятия иппотерапией позволяют избегать развития ранних контрактур суставов у больных детским церебральным параличами увеличивать возможности их двигательной активности.
Дельфинотерапия. С давних времен взаимоотношения человека и дельфина формировались на основе взаимодоверия, дружбы и положительных эмоций. И, как оказалось, этому явлению есть весьма реальное объяснение. Современные ученые в результате многолетних исследований пришли к выводу, что дельфины оказывают неоспоримое положительное воздействие не только на организм человека, его физические процессы, но и на его психоэмоциональную сферу. В настоящее время во многих странах широко применяется метод дельфинотерапии, направленный на устранение многих болезней человеческого тела. И прежде всего, это касается не просто взрослых, а тех деток, которые страдают нарушениями центральной нервной системы и расстройствами психосоматического характера. Положительное влияние дельфина имеет научное объяснение. Всем известно, что дельфины общаются с помощью ультразвуковых волн. Ученые доказали, что именно ультразвуковые колебания, создаваемые дельфинами в воде, вызывают благоприятные изменения как в физиологических, так и в биохимических процессах в организме человека. Такое явление называется сонофорез. Именно благодаря изменениям на клеточном уровне, возникающим в результате сонофореза, происходит положительный лечебный эффект. В настоящее время дельфинотерапию рекомендуют для тех деток, которые страдают детским церебральным параличом; синдромом Дауна; такими противоположными по своей природе заболеваниями, как аутизм и гиперактивность. К сожалению, существуют и противопоказания к дельфинотерапии. К такой группе относятся онкобольные; люди, страдающие эпилепсией; инфекционные больные. Все остальные виды расстройств хорошо поддаются коррекции с помощью дельфинотерапии. Следует упомянуть также и о самом процессе такой процедуры. Дельфинотерапия для больных деток проводится под руководством дельфинотерапевта и опытного инструктора, которые будут контролировать ситуацию в воде. Детки плавают с дельфинами, выполняют комплекс упражнений. Общение дельфина и ребенка не только хорошо сказывается на создании позитивного психоэмоционального фона у ребенка и коррекции нервных расстройств различного рода. У детей, двигающихся в воде, улучшается координация движений (что особенно важно для деток, страдающих ДЦП), повышается скорость освоения различных новых моторных навыков; возникает новая сфера коммуникации и, как следствие, повышается самооценка и появляется позитивный настрой. Кроме того, занятия в воде снижают нагрузку на суставы ребенка, но, в свою очередь, позволяют тренировать все группы мышц. А это особенно важно для тех деток, которые страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дельфины очень общительны. В процессе сеансов дельфинотерапии и совместного плавания они вовлекают ребенка в процесс коммуникации, требуют от него ответа на свои действия, делают малыша частью игрового процесса, благодаря чему и происходят позитивные изменения. Дельфин становится для ребенка настоящим другом, игра с которым является настоящим стимулом для снятия психологического напряжения, освоения новых навыков и просто получения положительных эмоций. Благодаря такому мощному воздействию улучшаются речевые процессы, появляется мотивация к дальнейшим действиям. Ребенок получает огромный стимул к развитию своих навыков и расширению творческой сферы. Дельфинотерапия показана деткам от двух лет, но имеются и наработки по занятиям с малышами, возраст которых младше. Также специалисты утверждают, что еще более выраженными положительными свойствами обладает комплексная семейная дельфинотерапия, когда ребенок переживает положительные эмоции в кругу семьи, тех людей, которые его любят и поддерживают.
Взаимодействие педагога и ребенка в детском творческом объединении
В ряду специфических характеристик системы дополнительного образования детей ключевое значение имеют «право свободного выбора» и «взаимодействие педагога и ребенка» как соподчиненные педагогические принципы и явления. Именно безоговорочное признание прав ребенка на добровольный выбор существенно вл ...
Содержание, основы методики воспитательной деятельности
Как уже было выявлено, общение и совместная деятельность младших школьников имеют особое значение для воспитательного процесса. От уровня сформированности коллективной деятельности зависит успех всего воспитания, т.к. коллективная деятельность является ведущей в процессе формирования нравственного ...
Построение системы задач, направленных на развитие способностей учащихся в
процессе обучения математике
В таблице 2 систематизированы основные типы математических и учебных задач, направленных на развитие определенных компонентов способностей и образующих систему, адекватную системе развивающих целей обучения математике. В данном параграфе приведена иллюстрированная примерами методика построения сист ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.