Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
- пересмотр и обсуждение художественных фильмов, телепередач профориентационного содержания. При этом социальный педагог должен сам просмотреть фильм (передачу), оценить их содержание, познавательное и воспитательное значение для молодежи, определить, какая подготовительная работа с учениками должна быть проведена. Такие коллективные пересмотры и обсуждения передач и фильмов учат подростков правильно понимать их содержание, содействуют развитию профессионального интереса и тому подобное. Перед пересмотром нужно поговорить с детьми, поставить пред ними вопрос, на какие они должны найти ответы, в процессе просмотра фильма или телепередачи;
- экскурсии на промышленные предприятия и в профессиональные учебные заведения;
- наглядные методы профориентации. Демонстрация объектов, процессов, которые изучаются, может служить не только подтверждением изложенного материала, но и основой знаний (например, наблюдение за трудом рабочих во время экскурсии).
Здесь возможны несколько видов демонстрации:
– натуральные объекты (изделия, выполненные учениками и специалистами-профессионалами, инструменты, механизмы), технологические процессы;
– изображение объектов (картины, плакать, диапозитивы, кинофильмы и тому подобное);
– приемы работы во время лабораторно практических занятий (3).
Экскурсии как форма профориентационной работы дает возможность подросткам непосредственно ознакомиться с профессией в реальных условиях, получить информацию из первоисточников, пообщаться с профессионалами.
Эффективность экскурсии зависит, в частности, от целесообразного выбора места, времени, формы ее проведения, в соответствии с поставленными воспитательными заданиями. Если не придерживаться этих требований, то у учеников может нарушаться процесс формирования позитивных мотивов выбора профессии, могут накапливаться ошибочные представления об определенных видах деятельности и, соответственно, складываться негативное представление о них.
Целесообразно проводить экскурсии по определенному плану:
– определения цели и заданий экскурсии;
– подготовка к экскурсии: выбор объекта, определения профессий, на которые следует обратить внимание, подбор экскурсовода, разработка содержания беседы о содержании деятельности предприятия, подготовка учеников, к экскурсии;
– ход экскурсии: беседа об истории предприятия, рассказ о профессиях и тому подобное;
– подведение итогов экскурсии: составление письменных отчетов, обсуждения экскурсии.
Программа профориентации включает в себя следующие этапы:
1. Психологическое компьютерное тестирование. Цель тестирования — определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности.
Используемые методики:
- ДДО — дифференциально-диагностический опросник (автор Е.А. Климов);
- опросник Айзенка;
- опросник Холланда;
- анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), разработанная Б.А. Федоришиным.
3. Профессиональные уроки, подразумевает теоретическое освещение вопросов по профориентационной работы, а также анализ результатов компьютерного тестирования. Например, на основе результатов компьютерного тестирования по опроснику Айзенка, позволяющий выявить преобладающие типы темперамента, создан лекционный урок: «Темперамент и индивидуальный стиль деятельности».
2. Профессиональное просвещение
предусматривает предоставление учащимся актуальных и достоверных сведений, содержащих характеристику профессий, информацию о профессиональных учебных заведениях, состоянии рынка труда. Включает в себя:
Межпредметные связи в обучении предметам естественно-математического цикла
Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на формирование политехнических знаний ...
Закрепление знаний учащихся по теме: "Числа 1-10 и число 0"
Урок сегодня у нас необычный. У нас много гостей. А еще сегодня мы совершим путешествие по сказке. Чтобы отгадать название сказки, вспомните сказочного героя, который пел песенку: Я от бабушки ушел Я от дедушки ушел А от тебя ……. И подавно уйду…? - Так как же называется сказка. Давайте скажем хором ...
Реализация условийформирования у младших школьников компьютерной грамотности в процессетехнологического образования
В ходе эксперимента участвовал 2 "а" класс, в количестве 22 чел. 2 "а" класс делился на 2 группы, чтобы каждый ученик мог самостоятельно работать за компьютером. Урок разработан на основе программно-методического комплекса "Радуга в компьютере" Тема: Решение логической ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.