Эффект Моцарта: музыка помогает учиться или мешает?

Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.

На ошибках правда учатся? Исследователи уверяют, что нет — но это можно исправить

Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.

Сущность понятия сострадание в научной литературе

Материалы » Воспитание чувства сострадания в процессе слушания музыки » Сущность понятия сострадание в научной литературе

Страница 1

В данном параграфе мы рассмотрим различные подходы к понятию "сострадание" и близких к нему по значению "сопереживание", "эмпатия".

В словаре Даля дается следующее определение "сострадания": жалость к другому, соболезнование, сочувствие [25]. В словаре русского языка сострадание – сочувствие, жалость, вызываемые страданием, несчастием другого человека[54]. В словаре Ожегова дается подобное определение.

Распространена следующая точка зрения: сострадание – это не только страдание вместе с тем, кто страдает, и не только сочувствие другому человеку по поводу его проблем, но это и помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить, или хотя бы желание помочь. Чувство сострадания может быть к любым существам и вообще к любым формам жизни, которые в своем существовании испытывают постоянные трудности, боль, страдания и в то же время бессильны что-либо изменить.

Вот что писал о сострадании Д.С.Лихачев: "Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития"[41, с.29].

Традиционно в повседневной жизни гуманизация отношений между людьми связывается с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В психологии эти важнейшие способности обобщаются понятием "эмпатия".

Слово "эмпатия" произошло от греческого "empateia" - "сопереживать" и рассматривается в психологии как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого, постижение его эмоционального состояния[18, с.147]. В данной интерпретации термина эмпатии присутствует свойство эмоций - переживание. Именно в связи с этим в работах ряда авторов эмпатия выступает под терминами сострадание, доброжелательность, чуткость, социальная сензитивность, гуманные отношения, эмоциональная идентификация, сопереживание и т.д.

Отправной точкой или исходным уровнем можно считать становление понятия в рамках философских дисциплин, где оно обозначалось термином "симпатия" и "связывалось" с развитием моральных чувств и альтруистическим поведением (Г. Спенсер; А. Смит; А. Шопенгауэр и другие).

Что касается эмпатии, то она характеризуется как концептуальной, так и терминологической неразработанностью (Л. П. Стрелкова; И.М. Юсупов; О.И. Цветкова и другие) [55].

Сам термин пришел в научную психологию в начале XX в. Из философии — словом "эмпатия" Э. Титченер перевел немецкое слово "Einfuhlung" — "вчувствоваться в .", которым Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже — и человека.

К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно много обзоров литературы по проблемам эмпатии, истории развития представлений о ней в философии и психологии и др. [14; 18, 19; 26]. Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и подходов к ее изучению. Предлагаются модели эмпатического процесса, стадии, этапы, уровни, механизмы. Многозначность термина "эмпатия" порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия "идентификация", "сопереживание", "сочувствие" и др.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Влияние лингвострановедческого аспекта на формирование иноязычной культуры обучаемых
Культура в различных ее направлениях содействует формированию личности человека. "Иноязычная культура" – все то, что способен принести учащимся процесс овладения иностранным языком в учебном, познавательном, развивающем и воспитательном аспектах [32, с. 74]. З.Н. Никитенко выделяет элемен ...

Роль проблемных заданий в формировании вычислительных навыков у младших школьников
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и соз ...

Принцип природосообразности воспитания
Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Следуя установившимся в эпоху ...

Как Тейлор Свифт стала человеком года... в образовании

Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.alfaeducation.ru