Учёные десятилетиями пытаются ответить на вопрос, полезно ли включать фоновую музыку на учебных занятиях. Рассказываем, что об этом известно.
Многие преподаватели и тренеры убеждены в учебной пользе от провалов и неудач. Но чтобы эта польза действительно была, нужно соблюсти ряд условий.
Таким образом, термины "эмпатия", "переживания", "отношения", "сострадание" - понятия взаимопроникающие, но не однозначные.
Традиционные подходы к определению понятия "эмпатия" на современном этапе теоретической разработки подробно рассмотрены в работе Т.П. Гавриловой [19, с. 112], где выделено четыре наиболее часто встречающихся определения феномена:
1)понимание чувств, потребностей другого;
2) вчувствование в событие, объект искусства, природу;
3)аффективная связь с другими, разделение состояния других;
4) свойство психотерапевта.
Последнюю, четвёртую позицию, можно дополнить понятиями "учитель", "воспитатель", "психолог".
Нетрудно заметить, что приведённые определения отличаются не принципиально, а только в частностях.
Особую значимость для нашего исследования представляет вопрос о выделении форм эмпатии. У подавляющего большинства авторов выделено две формы эмпатии: сопереживание и сочувствие (Т.П. Гаврилова; Л.И. Божович и Т.Е. Конникова; И.М. Юсупов; О.И. Цветкова и другие). Обе формы непосредственно соотносятся с понятием "сострадание". В отечественной психологии есть и другие подходы в выделении форм эмпатии:
1)эмоциональная эмпатия - когнитивная эмпатия - оценочная эмпатия (Р.Б. Карамуратова);
2) сопереживание - сочувствие - содействие (Л.П. Стрелкова; Л.П. Выговская);
3) понимание, сочувствие и соучастие (Н.Н. Обозов и другие).
Таким образом, в современной психологической литературе употребляется несколько терминов для обозначения форм эмпатии, но все исследователи, несмотря на различную трактовку, сводят все их проявления к эмоциональному отклику, к способности осознать эмоциональные состояния другого человека. Мы относим себя к той группе исследователей, которые выделяют две формы эмпатии - сопереживание и сочувствие.
Принципиально иной подход к пониманию места и роли сопереживания в эмпатическом взаимодействии мы находим у ряда исследователей, которые считают, что сопереживание включает в себя эмпатию ( Г.М. Андреева).
Вторая форма - сочувствие, переживание по поводу чувств другого, но отличных от них, без соотнесения с собой. Сочувствие выражается в понимании другого человека, его мыслей, чувств и в готовности содействовать их осуществлению. Сочувствие определяется как более высокая форма эмпатического отреагирования (Т.П. Гаврилова, 1977; Н.Н. Обозов, 1981 и др.). Сострадание – самая высокая форма эмпатического реагирования, поскольку предполагает возможность человеку поставить себя на место другого, оказать ему помощь. Способность к состраданию, сочувствию является одной из фундаментальных характеристик личности.
Итак, вслед за Гавриловой Т.П., Обозовым Н.Н. сострадание мы рассматриваем как одну из высших форм проявления эмпатии. Эмпатия — эмоциональное отождествление себя с другим человеком, способность видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызвать у себя чувства, которые тот переживает. Структуру эмпатии составляют сочувствие, жалость, сопереживание, куда входят компоненты направленность, сила, глубина, продолжительность чувства сострадания.
Лингвистические основы формирования фонетической стороны речи детей
младшего дошкольного возраста
Язык, как средство общения, возник и существует прежде всего как звуковое явление. Письменный язык возник как фиксация звучащей речи, и с этой точки зрения вторичен по отношению к звуковому языку. Владение звуковым строем языка (наличие произносительных навыков) является обязательным условием общен ...
Общая характеристика ребенка специальной школы
Младший школьный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социаль ...
Определение уровней развития логического мышления младшего
школьника
Исследования развития логического мышления проводилось на базе средней школы, в период с В исследовании принимали участие ученики 2 класса в количестве 15 человек (учащиеся 8-9 лет, из них 9 девочек и 6 мальчиков). Диагностическая программа, целью которой было определение и диагностика уровня разви ...
Ей уже посвящают учебные курсы в Гарварде, Стэнфорде и других известных вузах! В том числе — юридические и предпринимательские. Рассказываем, почему.